Российский аналог DARPA получит 3 млрд рублей в год

Фонд «Национальная безопасность и развитие» сможет финансировать одновременно до 150 исследований в передовых областях науки
Иван Чеберко, Артем Куйбида
Фото: Сергей Мамонтов

Проект закона «О фонде перспективных исследований «Национальная безопасность и развитие» (НБР) разработан и вскоре будет внесен правительством в Госдуму. Об этом сегодня на парламентских слушаниях в Совете Федерации заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Речь идет о создании в России структуры, идеологически близкой к американской DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency — агентство передовых оборонных исследовательских проектов), которая обеспечивает фундаментальные и поисковые исследования в передовых областях. Один из самых известных проектов DARPA — компьютерная сеть ARPANET, позже превратившаяся в интернет.

Как и DARPA, российский фонд НБР будет главным образом финансировать работы по оборонной тематике. Правда, аппетиты НБР пока существенно скромнее, чем у американских коллег, которым на 2012 год выделено $2,8 млрд.

До внесения законопроекта в Госдуму подробности проекта НБР не разглашаются. Однако по словам информированного источника в Минобрнауки (это ведомство отвечает за разработку законопроекта НБР), основные параметры ведомствами уже согласованы.

— В первый год бюджет НБР запланирован на уровне 3 млрд рублей, — сообщил «Известиям» источник в Минобрнауки. — С последующим увеличением до 3,5–4 млрд рублей в год. Эти объемы уже согласованы с Минфином.

6 февраля на встрече с ректорами ведущих технических вузов Рогозин называл несколько большую цифру: 45 млрд рублей на 10 лет. Довести финансирование до этого уровня организаторы фонда надеются за счет средств предприятий, финансирующих исследования, и заинтересованных частных лиц.

На 3–4 млрд рублей в год НБР предполагает вести около 150 исследовательских проектов с годовым бюджетом от 1 до 90 млн рублей. Дорогих «элитных» проектов, с ориентировочной сметой от 50 до 90 млн рублей в год, будет одновременно не более десяти, рассказывает источник «Известий», близкий к проекту.

Руководить проектами будут штатные сотрудники фонда, которых в первый год будет нанято 50 человек, позднее штат увеличится до 200 сотрудников.

Отбирать проекты для финансирования НБР будет научно-технический совет фонда. Этот же орган будет рекомендовать приоритетные направления для финансирования и давать рекомендации по практическому использованию результатов исследований. Состав научно-технического совета будет утверждаться наблюдательным советом фонда по представлению генерального директора.

Законопроект, по словам источников «Известий», предусматривает, что генеральный директор НБР будет назначаться президентом России по представлению наблюдательного совета — высшего органа управления фонда. В его состав предлагается ввести 15 человек: семь от правительства, семь от президента и гендиректор. Наблюдательный совет не будет участвовать в принятии решений по финансированию проектов. Но будет влиять на решения об участии НБР в уставных капиталах других организаций.

Руководители научных организаций считают создание НБР своевременным шагом.

— Серьезная проблема в том, что по закону деятельность государственных академий наук может быть связана только с гражданской деятельностью и ни с какой другой. Хотя разработка более совершенных средств вооружений невозможна без задела в фундаментальной науке, — считает Сергей Багаев, директор Института лазерной физики Сибирского отделения РАН. — Создание фонда — это жизненно необходимая часть для поддержки и развития программы модернизации ОПК. Он должен функционировать как аналог Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), поддерживающего гражданскую науку, но, надеюсь, с гораздо большим бюджетом.

Для справки: бюджет РФФИ в 2012 году составил 6 млрд рублей.

— Предложенная административная основа проекта НБР была наглухо разбита на научно-техническом совете Военно-промышленной комиссии, — сказал в своем выступлении в Совфеде Юрий Соломонов, генеральный конструктор Московского института теплотехники, создавшего ракету «Булава». — Необходима большая работа с привлечением всех заинтересованных сторон, чтобы эта благая идея с созданием фонда не вылетела в гудок.

По словам собеседника «Известий» в Минобрнауки, закон «О фонде перспективных исследований «Национальная безопасность и развитие» предположительно начнет действовать с 1 января следующего года — такая дата указана в законопроекте.