ВТБ раскрыл схему обратного выкупа акций у участников «народного IPO»

Деньги за бумаги вернут 105 тысячам человек
Мария Сарычева
фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Песня

В четверг глава ВТБ Андрей Костин, наконец, озвучил параметры грядущего обратного выкупа акций банка. Никакой принципиально новой схемы кредитная организация не придумала. Предъявить к выкупу свои бумаги смогут акционеры, которые приобрели их в ходе размещения в 2007 году и не продали до 1 февраля 2012 года. По словам Костина, принять участие в buy-back смогут 114 тыс. акционеров, но только 105 тысяч из них вернут свои деньги полностью. К выкупу могут быть предъявлены пакеты акций на сумму, не превышающую 500 тыс рублей. Как сообщил журналистам глава ВТБ, большая часть акционеров, купивших бумаги во время «народного IPO», в эти рамки вписывается. Так, по словам Андрея Костина, 60% акционеров владеют пакетами стоимостью менее 100 тыс. рублей, а 20% — 30 тыс рублей (минимальными пакетами).

Объем средств, которые будут направлены на buy-back, по оценке банка, составит до 16 млрд рублей. В ходе IPO в России «в розницу» было продано акций на 40,6 млрд рублей. Таким образом, 9 тыс акционеров, потративших на бумаги ВТБ более полумиллиона рублей, недополучат 24,6 миллиардов. Иностранные же акционеры, которые в 2007-м выкупили 65% от размещенных на рынке акций, в текущем обратном выкупе не участвуют. Как будет решена судьба глобальных депозитарных расписок, в банке на сегодняшний момент сказать не могут.

Выкуп будет производиться по цене размещения – 13,6 копеек за акцию. Текущая рыночная цена почти в два раза ниже. На новостях об обратном выкупе их цена упала еще на 1,5%. На момент закрытия торгов за 1 акцию на бирже ММВБ-РТС давали 7 копеек. На всю операцию премьер Владимир Путин дал ВТБ 2,5 месяца. В четверг он заявил, что обратный выкуп должен быть произведен до 1 мая 2012 года.

- Процедура buy-back многоступенчата, ни одну из ее составляющих проигнорировать нельзя, - рассказывает главный стратег ФГ БКС Максим Шеин. – Должен быть составлен реестр – тут многое будет зависеть от скорости работы реестродержателя. Далее акционеры должны быть осведомлены, им должны прислать предложение об оферте. Необходимо провести собрание акционеров, где одобряется или не одобряется решение эмитента. Потом акционеры должны подать заявки… В общем, это дело достаточно долгое. Вспомним последний обратный выкуп ГМК «Норникель». Компании потребовалось почти полгода, чтобы произвести все необходимые действия. Так что 2,5 месяца – это, конечно, очень короткий срок. Можно и не успеть.

С мнением не соглашается начальник аналитического отдела компании «Лайф Капитал. Пробизнесбанк» Валерий Пивень. Он считает, что двух месяцев достаточно, учитывая хорошо налаженную ВТБ практику информационных рассылок для акционеров. По словам Пивеня, который сам является акционером ВТБ, главное – избежать очередей, как это было в момент размещения в 2007 году. Вице-президент УК «Риком-Траст» Андрей Иванов и вовсе считает, что срок, отпущенный на buy-back, в данном случае не важен.

- В 2010 году во время продажи 65%-ного пакета ОГК-3 сделку провернули буквально в три дня, - вспоминает Иванов. – Все было сделано очень быстро и технично, в обход всех законных процедур. При наличии грамотных юристов это несложно. Это доказывает только то, что сроки, в принципе, неважны: если кому-то очень нужно, чтобы процедуры были произведены быстро, то это будет сделано. И закон не помеха.

После того, как обратный выкуп состоится, перед ВТБ встанет новая проблема: куда направить полученные бумаги. Решения, как сообщил в четверг Андрей Костин, на этот счет еще нет. Согласно закону «Об акционерных обществах», выкупленные в ходе bye-back акции будут конвертированы в казначейские облигации. Дальше они должны будут быть либо погашены, либо проданы, либо обменены. По словам Андрея Иванова, это не составит большого труда, несмотря на большой объем.

- Это распространенная схема: бумаги распределяются по «дочкам», потом на отчетный период сбрасываются на рынок (они могут даже не покидать депозитария), проводится сделка одним днем, а на следующий день бумаги выкупаются обратно, - поясняет гендиректор УК «Риком-Траст».

По словам эксперта, схема, придуманная в банке, демонстрирует явное расхождение между буквой и духом закона. Иванов уверен, такой обратный выкуп нарушает права огромной группы акционеров, которые не являются участниками «народного IPO» . А поскольку термина «участник IPO» и вовсе нет ни в одном законе, то о корректности проводимых процедур не может быть и речи.

Впрочем, в банке не опасаются большого количества исков, которые могут затормозить процедуру обратного выкупа.

- Мы не можем исключать, что кто-то подаст иск, но что он будет удовлетворен, шансов мало, - заявил в четверг Андрей Костин.