В столичной галерее «Ковчег» открывается выставка «Страховой случай», посвященная изображению в искусстве всевозможных бедствий – от масштабных катастроф до мелких неприятностей. Куратор галереи Сергей Сафонов рассказал «Неделе» о том, какая идея двигала организаторами выставки.
- Что вас подвигло на затею со «Страховым случаем» – прямо скажем, необычную?
- Название выставки всегда имеет смысл. Вопрос в том, с какой долей серьезности или иронии это название произносится. Время от времени в массовом сознании возникают так называемые тренды, и грех кураторам – особенно занятым актуализацией, в общем, традиционного российского искусства ХХ века – ими не пользоваться. Когда выпуски новостей полны сообщений о катастрофах и стихийных бедствиях и мало кто не слышал о пресловутом календаре племени майя, выставка с изображениями форс-мажора не то чтобы обречена на успех, но все же заранее обеспечена неким зрительским интересом.
- Тут, правда, возникает вопрос о кураторской добросовестности.
- Уже как зритель и в недавнем прошлом арт-критик скажу, что нередко за бодрым названием может скрываться мыльный пузырь. Готовя и нынешнюю, и прежние свои тематические экспозиции, я и мой коллега Игорь Чувилин стараемся держать в голове именно профессиональные критерии качества. Иначе говоря, выставка на любую «легкомысленную» тему непременно должна быть собрана из художественно полноценных произведений. Что трудно, но увлекательно.
- В проекте задействованы художники не древнеиндейские, а все-таки отечественные. Приведите несколько примеров, кто и почему.
- Казалось бы, сразу стоит похвастаться литографией Казимира Малевича «Смерть человека одновременно на аэроплане и железной дороге», исполненной знаменитым супрематистом в 1913 году – и имя громкое, и название явно в тему. Или упомянуть художника Бориса Голополосова, чье имя недавно заново зазвучало благодаря выставочному проекту «Борьба за знамя» и его одноименной картине. Художник редкостной силы, чрезвычайно драматичный. В нашей экспозиции будет несколько его вещей – в частности, холст «Человек бьется головой о стену», датированный знаменательным 1937-м. Но прелесть подобных проектов в том, что зрителю не предложено развинчивать экспозицию на части: это известный мастер, а этот автор делает лишь первые шаги в искусстве. Главное – контекст. Вот, скажем, рубрика «Пожар». Тут зрителя ждут акварель рано ушедшего из жизни Никиты Фаворского, холст, условно говоря, шестидесятника Олега Филиппова, пастель Александра Шевченко, давняя монохромная иллюстрация Николая Витинга и холст 30-летнего московского живописца Егора Плотникова. Эклектично? Да, но в этом и интерес.
- В тематических проектах ваша галерея периодически задействует столичные и региональные музеи. В этот раз тоже – или вы ограничились частными коллекциями и собраниями самих художников?
- Частные коллекционеры в большинстве своем не склонны иметь перед глазами дисгармоничные произведения живописи и графики – а именно такие в первую очередь были нужны для нынешней выставки. Восходы-закаты или сирень на подоконнике – одно, а изображения воров, самоубийц и вулканических извержений – совершенно другое… Поэтому «поставщиками сырья» для нынешней экспозиции выступили или продвинутые собиратели вроде Юрия Носова, или многочисленные наследники художников. Да и в мастерских у современных авторов кое-что нашлось. Что же касается музеев, к удивлению, многие из наших постоянных партнеров не смогли обнаружить изображения форс-мажора в собственных фондах. В итоге нашими единомышленниками стали картинная галерея подмосковного Красноармейска, Государственный музей Маяковского, а также негосударственный музей общества «Мемориал». Третьяковку в этот раз мы даже не беспокоили.
- Для большинства авторов изображение «страховых случаев» не являлось генеральной линией в творчестве. Складывая из их работ субъективную мозаику, какого эффекта вы стремились добиться?
-= Мы начали разговор с того, что тема всякой выставки важна, но все же мы показываем работы художников, а не просто иллюстрируем девиз экспозиции. Тема – лишь на время объединяющий разных авторов «срез» их творчества. Никому не запрещено воспринимать эти работы, даже полностью игнорируя предложенный кураторами сюжет. Вне зависимости от него есть мастерство рисунка и живописи, особенности почерка того или иного автора. Кстати, сопоставления произведений разных мастеров на базе одного сюжета делает их индивидуальности более очевидными.
- Обнаружилось ли в ходе подготовки экспозиции нечто неожиданное для самих устроителей?
Работать над выставкой было, я бы сказал, небезопасно: к концу отбора экспонатов в любом безобидном изображении, вроде сцен летнего купания или бритья в парикмахерской, нам мерещилась возможная трагическая развязка. Так что скорейшее открытие выставки для кураторов – еще и способ встряхнуться, избавиться от таких наваждений.
«Страховой случай»
17 февраля – 18 марта
Галерея «Ковчег»
ул. Немчинова, 12, тел.: (499) 977 00 88, 977 00 44. Среда – воскресенье с 12.00 до 18.00.