Фильм «Жить» Василия Сигарева остался без наград в Роттердаме

41-й по счету Роттердамский кинофестиваль аплодировал «Шапито-шоу» и не заметил Сигарева
Андрей Щиголев
Фрагмент трейлера ленты «Жить»

Кинофестиваль дебютных и вторых фильмов прошел в голландском Роттердаме уже в 41-й раз. Роттердамский кинофестиваль традиционно ориентирован на экспериментальные работы молодых режиссеров, а также на поиск картин из регионов, которые не входят в кинематографическое «Золотое кольцо».

В фестивальной табели о рангах он занимает место в первой десятке самых влиятельных, в разные годы главный приз фестиваля — роттердамского «Тигра» — получали такие «звезды», как Хоу Сяосян, Сергей Параджанов, создатель «Олдбоя» Чан Вук-Пак и будущий режиссер «Темного рыцаря» Кристофер Нолан. Из россиян «Тигров» удостаивались Александр Баширов («Железная пята олигархии»), Лариса Садилова («С любовью. Лиля») и Илья Хржановский за дебютную картину «4».

«Тигр» Хржановского, датированный 2005 годом, остается последним по времени успехом российского кино — несмотря на то что картины из России присутствуют в конкурсе Роттердамского фестиваля почти каждый год, чаще всего они остаются без наград. Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что наше кино, равно дрейфующее в сторону европейского артстрима, в последние годы находится в стороне от того, к чему традиционно тяготеет Роттердам. А с другой — недоброкачественностью самих картин, отбираемых в конкурс.

Так, в позапрошлом году участие в конкурсе картины «Мама» Елены и Николая Ренардов вызывало лишь недоумение — уровень этой во всех смыслах заурядной работы явно не соответствовал конкурсу какого бы то ни было фестиваля, кроме разве студенческого. А в прошлом году от России в конкурсе был «Громозека» — по всем параметрам довольно средняя, хоть и не без достоинств, работа Владимира Котта.

Всего в этом году в разных программах фестиваля участвовали четыре российские картины — это встреченный овациями крошечного зала «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, представленные в программе «Блестящее будущее». А также лента Василия Сигарева «Жить», отобранная для участия в конкурсе — самая сильная российская работа в конкурсе фестиваля со времен триумфального дебюта Ильи Хржановского и, уже сейчас можно сказать, одна из самых громких российских картин 2012 года.

Увы, грубый, нутряной, откровенный и по-настоящему страшный, вскрывающий вены нашей действительности фильм Сигарева не произвел впечатления ни на публику, ни на фестивальное жюри. Впрочем, такой результат можно было предвидеть: фильм Сигарева сделан, что называется, для внутреннего пользования. В России фильм Сигарева появится в мае — он почти наверняка будет представлен в конкурсе очередного «Кинотавра».

А главный приз 41-го Роттердамского кинофестиваля по традиции разделили между собой сразу три картины: сербский «Клип» Майи Милош, китайская лента «Яйцо и камень» Цзы Хуана и «С четверга по воскресенье» чилийца Доминго Сотомайора.