«Россия — страна огромных возможностей, особенно для молодежи»

Дирижер Василий Петренко — о русском менталитете, угрозах Маргарет Тэтчер и духовной близости с Моцартом
Ярослав Тимофеев
Источник фото: russianspain.com

Представитель петербургской дирижерской школы, 35-летний Василий Петренко стоит за пультом уже полжизни. За несколько лет ему удалось покорить северную Европу — сейчас он руководит Ливерпульским оркестром, а скоро возьмется еще и за Филармонический оркестр Осло. Приехав в Москву на пять дней, маэстро успел записать компакт-диск, дать концерт с Российским национальным оркестром и Арабеллой Штайнбахер и встретиться с корреспондентом «Известий».

— Вы сейчас в том возрасте, в котором завершился творческий путь Моцарта. Если бы пришлось закончить карьеру завтра, что бы вы испытали?

— То же, что и Моцарт — ощущение недосказанности.

— В 26 лет вы возглавили большой симфонический оркестр. Каково было работать с пожилыми оркестрантами?

— Это всегда непросто. Когда мы молодые, мы максималисты. Кажется, что ты гений, а остальные — так, пришли музыку поиграть. В России вообще гигантская дистанция до царя. До местного царя-дирижера, до следующего и так далее — до самого царского царя. Многие худруки оркестров идут методом страха. Но при таком подходе успех возможен лишь до определенного уровня.

— А как же Мравинский?

— Мравинского боялись, потому что боялись систему в целом. Но сам он переживал перед каждой репетицией, никогда не выходил на подиум без бокала красного вина.

— На посту руководителя Ливерпульского оркестра вы проведете как минимум 10 лет — в нынешних условиях, когда оркестры меняют главных дирижеров как перчатки, это много.

— Сейчас в мире наметилась тенденция к удлинению контрактов. Здесь главное — вопрос взаимной усталости, как в семейной жизни. Когда вы устали друг от друга, надо либо искать какие-то выходы, либо расставаться.

— Как же тогда устали оркестранты Гергиева за 30 лет совместной жизни?

— У него большая текучка кадров. Как правило, люди не выживают в таком графике. Но я считаю, что ему памятник надо поставить за то, что он сделал с Мариинским театром. Методы спорные, но результат налицо.

— Сколько стоит содержание английского оркестра?

— Наш общий бюджет составляет порядка 12 млн. фунтов стерлингов. У нас много спонсоров, а ведь в Англии поддержка культуры — это героический поступок. Если ты даешь деньги на культуру, за это еще надо платить налоги. Цифру нашего бюджета было трудно удержать, потому что городскую казну Ливерпуля сократили на 30% в прошлом году и еще на 22% в этом — то есть вполовину. Это политические игры: в Ливерпуле преобладают либералы, а в правительстве сейчас консерваторы. Маргарет Тэтчер, глава предыдущего правительства консерваторов, говорила: «Я хочу стереть название Ливерпуль с лица земли». Сейчас они объявили, что везде нужно сократить бюджет на 25%. Ливерпуль получил 30% секвестра, а, например, Бирмингем, где преобладают консерваторы — 9%.

— В чем вы видите слабые стороны российских оркестров?

— В России оркестр заранее считает, что его обокрали, а администрация — что они руководят свиньями. Государство у нас всегда старалось обчистить индивидуума, а индивидуум пытался что-нибудь украсть у государства. В истории России было два расцвета. Первый — во время татаро-монгольского ига. Ханы определили точный размер податей. Село знало, что к концу года надо отдать двух коров и трех девственниц. Это было проще, чем с князьями, с боярами, потому что от них можно было ожидать чего угодно. Почему монголы не пошли в Европу? Потому что там уже был свой порядок. А в России порядка не было. Поэтому жители предпочли иметь дело с рэкетом, но организованным. Второй период расцвета настал, когда Петр привел голландцев, немцев в правители. Благодаря этому к XIX веку Россия стала процветающей империей.

— То есть, по-вашему, лучшие времена России были связаны с воздействием чужих народов?

— С представительством чужих народов во власти. Оккупацию Россия никогда не принимала и не примет.

— Вы видите в России больше проблем, чем достоинств?

— Я вижу множество достоинств, верю в духовную и культурную жизнь России и в ее величие. Такое теплое человеческое общение, как здесь, невозможно на Западе. К тому же сейчас Россия — страна огромных возможностей, особенно для молодежи. При наличии трудолюбия, головы и удачи здесь можно сделать большую карьеру и большое состояние за значительно более короткий срок, чем на Западе. Там нужно несколько поколений, чтобы добиться того же результата.