Московская область доехала до изменений в ТО

В разработке новых правил примет участие специальная рабочая группа
Григорий Смолицкий
Фото: Глеб Щелкунов

Московская область стала первым регионом России, в котором создана рабочая группа по подготовке поправок в закон о техосмотре. Работу она начнет уже в пятницу 27 января. По мнению ее организаторов, необходимо добиться передачи контроля за ТО госструктурам.

Об этом в ходе заседания круглого стола по вопросам функционирования нового закона рассказал Никита Чаплин, председатель подмосковной Общественной палаты. «Главное на сегодня — добиться того, чтобы контроль за проведением осмотра автомобилей вернулся в руки государственных структур», — пояснил он.

Предложение было принято первым заместителем министра транспорта Московской области Александром Митусовым и руководителем соответствующего комитета Мособлдумы Андреем Вихаревым.

Напомним, что с 1 января вступил в силу новый закон, согласно которому проводить техосмотр транспорта вместо ГИБДД будут аккредитованные коммерческие учреждения. Контролировать их и выдавать разрешения поручено Российскому союзу страховщиков — РСА. В свою очередь, проверять наличие талона техосмотра будут только страховые компании при продаже полисов.

По мнению представителей РСА, новые правила позволят сократить очереди на пунктах техосмотра и уменьшить коррупцию, так как страховые компании реально заинтересованы в том, чтобы выдавать полисы только хозяевам исправных машин. Однако, как рассказал Вячеслав Седов, руководитель отдела технического надзора УГИБДД по Московской области, страховщикам куда выгоднее решать проблему ТО за деньги, чтобы продавать полисы, и тем, кто не успел пройти обследование.

«Раньше у нас была фотофиксация, и можно было точно понять, заезжала ли машина на пункт техосмотра, — объяснил Седов. — А теперь от всего этого отказались. И проверить, осматривали ли машину, невозможно». Седов добавил, что сотрудники ГИБДД получили указания больше не проверять наличие талона ТО у водителей.

В качестве самого известного примера злоупотреблений Седов назвал случай, когда Федеральная служба по финансовым рынкам уличила компанию «Росгосстрах» в том, что часть полисов ОСАГО выдавалась «без предъявления страхователями талонов техосмотра».

Кроме того, как рассказал представитель компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, большинство полисов продается через брокеров, страховых агентов и других посредников. В этом случае даже добросовестному страховщику отследить их работу очень сложно.

Сотрудники пунктов ТО считают главной проблемой, что аккредитация отдана РСА. «Почему общественная организация занимается оценкой предприятий? — удивился Виктор Арманов, член Совета некоммерческого партнерства «Союз предприятий технического осмотра». — Они же непрофессионалы. А в целом, я считаю, надо продолжать работать, постепенно станет понятно, что в законе правильно, а что — нет».

Однако автовладельцы уверены, что закон надо менять кардинально. «На наш взгляд, — рассказал Сергей Канаев, президент Федерации автовладельцев России, — необходимо ввести единую базу данных. В нее будут попадать все сведения об автомобиле — когда и как он проходил техосмотр. При отсутствии там информации о машине продать ее по рыночной цене будет практически невозможно. Поэтому владельцы сами будут заинтересованы в прохождении ТО».

Сейчас и страховщики, и пункты техосмотра, и ГИБДД борются за распределение денежных потоков, а процесс осмотра остается формальным. По мнению Канаева, надо ввести такую базу и сделать техосмотр добровольным, а до составления этого реестра на действие закона нужно просто наложить мораторий.