В издательстве «Лань/Планета Музыки» вышла в свет книга итальянского журналиста и писателя Ренцо Аллегри «Звезды мировой оперной сцены рассказывают. Цена успеха».
Книга Аллегри построена на интервью, взятых у 30 знаменитых оперных певцов. Герои — выходцы из разных слоев, крестьяне и буржуа. Американские, французские армянские, испанские, болгарские, румынские певцы, покорявшие «Ла Скала». Среди них без преувеличения великие: Николай Гяуров, Рената Скотто, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго.
В «Историю успеха» попали как вокалисты, прославившиеся в конце прошлого века (время интервью ограничено 1960–1980 годами), так и звезды довоенной сцены, начинавшие выступать в 1920–1930 годах. Это и Джино Чинья, чья карьера трагически прервалась в автокатострофе еще в 1948-м, и Магда Оливеро, отметившая несколько лет назад столетний юбилей.
Интереснейших эпизодов и историй множество. Например, Рената Тебальди с иронией описывает, как она, тогда еще не великая, а начинающая певица, экзаменовалась у Артуро Тосканини. А суровый мэтр впервые в жизни пришел в такой восторг, что назвал ее голос «ангельским».
Хорош и рассказ о том, как молодого Лучано Паваротти, подрабатывавшего тогда страховым агентом, предлагали промоутерам «в нагрузку» к Марио дель Монако. «Меня продавали, как кота в мешке» — вспоминает Паваротти.
Сам же дель Монако радостно повествует, как югославский лидер Иосиф Броз Тито дарил ему остров, японский император менял из-за его концерта вековые ритуалы, а посетители Большого театра, покоренные мастерством певца, скандировали «Да здравствует Италия!». А чего стоит байка про пинок Каллас, которым певица наградила голосистого Марио, когда тот заглушил ее на сцене «Ла Скала».
Опера — знаковый жанр и многовековой фетиш мировой культуры, а для Италии ее значение вообще переоценить невозможно. Поэтому книга Аллегри вневременна.
Полный вариант труда, включающий 1,2 тыс. страниц, издан только в Японии. В российском варианте книги приведены многие фотографии артистов и знаменитых театров, но иллюстративную часть всё же можно обозначить как «скромную».
Общий тон книги — легкий. Примы вспоминают позитивные эпизоды карьеры, а про склоки, ревность, провокации и вражду чаще умалчивают. Автор же всегда на стороне артистов — никаких сомнительных слухов.