Новогодний рывок

«Высоцкий», «Елки-2» и «Иван Царевич» спасли прокатную репутацию российского кино
Лариса Юсипова
Кадр из фильма «Иван Царевич и Серый волк», источник: КИНОПОИСК

В Москве состоялся круглый стол, посвященный итогам отечественного проката за 2011 год. Участвовали руководители студий-лидеров, которым удалось в минувшем году собрать приличный бокс-офис, а также исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков и глава социологической компании Movie Research Олег Иванов.

Традиционно прокатный год исчисляется с декабря по декабрь — именно из этого, в частности, исходит и старейшее российское индустриальное издание «Кинобизнес», когда вручает свои традиционные премии «Блокбастер».

Movie Research предложила иную систему счета: прокатный год равен календарному, но если фильм вышел в конце декабря, то захватывается еще и каникулярный «хвост» сборов — до 15 января. И это существенно — если считать по декабрь, российская индустрия, и лидеры в том числе, оказались бы в полном провале.

На Совете по кино при председателе правительства РФ, который собирался в конце ноября, была озвучена рекордно низкая доля наших фильмов в отечественном прокате — менее 10% (при том что во времена «Дозоров», «Девятой роты» и «Иронии судьбы. Продолжение» она достигала трети). По состоянию на сегодняшний день эта доля — 16%. Стартовавшие в декабре «Высоцкий», «Елки-2», «Иван Царевич и Серый волк» и «О чем еще говорят мужчины» спасли ситуацию.

Первые три фильма из этого списка сделаны студиями-лидерами: «Дирекцией Кино», компанией Bazelevs и СТВ соответственно. Но сами руководители этих студий не склонны говорить о «великом переломе»: с их точки зрения, это лишь «остров удачи», который не решает глобальных проблем.

Проблемы же эти, как формулирует Анатолий Максимов (генпродюсер фильма Петра Буслова «Высоцкий», привлекшего 3,9 млн зрителей), следующие.

Первая — зрители, многократно обжегшись, разучились доверять отечественному кино: расхожая фраза «Фильм неплохой, хоть и наш» тому подтверждение.

Вторая — отсутствие электронного билета и откровенное воровство со стороны кинотеатров. По словам Максимова, для проверки честности «на местах» они привлекли на «Высоцком» агентство «Прайс Ватерхаус». И выяснилось, что даже «продвинутый», являющийся фестивальным центром, кинотеатр «Выборг Палас» утаил почти половину сборов этого фильма.

И третья проблема — пиратские торренты. 40% из них приходятся на территорию Украины и России.

— В США около 60% сборов возвращаются через вторичные продажи прав, — говорит Максимов. — У нас из-за интернет-пиратства этот рынок фактически отсутствует.

— И не надо риторики, что борьба с пиратами — это наступление на гражданские свободы! — добавляет глава СТВ Сергей Сельянов. — Мы против цензуры и за свободу слова. Но за развлечения надо платить.

В целом же приведенная Movie Research прокатная статистика 2011 года выглядит так: всего на наших экранах побывало 343 фильма, из них 59 — российских. Общие кассовые сборы выросли на 12%, хотя еще несколько лет назад этот рост доходил до 39%. Но, что еще более печально, — сборы растут за счет увеличения цен на билеты, а не количества зрителей, которое осталось, по сути, прежним.

Поскольку «Высоцкому» удалось захватить разные возрастные категории населения, по его посещаемости можно судить и об общем количестве более ли менее активных кинозрителей в нашей стране — их около 4–5 млн.

Но если в 2007-м году сиквел «Иронии судьбы» занял в национальном прокате первое место, в 2008-м «Адмирал» — второе, в 2009-м «Обитаемый остров» Федора Бондарчука — четвертое, то в 2011-м «Высоцкий» с его победными сборами лишь на шестом месте.

Лидирующая же пятерка сформирована Голливудом. В том числе и потому, что американцам, в отличие от российских компаний, удается обеспечить стабильный приток поступлений качественного кино на наш рынок (к слову сказать, вышедший в этом году на пятое место в мире). Это обеспечивает доверие к ним кинотеатров, более выгодную роспись сеансов и т.д.

По мнению Сергея Сельянова, поддержка Фонда со временем сможет обеспечить подобную стабильность и со стороны отечественных продюсеров. И вообще, по словам главы СТВ, нынешняя реформа кино — самая удачная из всех реформ, которые ему удалось наблюдать.

За пределами круглого стола наверняка найдется немало кинематографистов, которые захотят оспорить это мнение самого авторитетного российского продюсера. Но со стороны «лидеров» возражений не последовало.