Угольные склады разгрузят

Вице-премьер Игорь Сечин рассказал «Известиям» о содержании соглашения, подписанного РЖД, ВЭБом и производителями угля
Анастасия Новикова,
Вице-премьер Игорь Сечин. Фото: Марат Абулхатин/ИЗВЕСТИЯ

Премьер-министр Владимир Путин 24 января провел в Кемерово совещание по развитию угольной отрасли. В 2011 году угля добыли больше, чем в лучшие советские годы, — 336 млн т. Однако в связи с резким ростом производства возникли проблемы с перевозкой — железная дорога не справляется с такими объемами, и нагрузка на склады уже превышена в три раза. Чтобы наладить бесперебойные поставки, РЖД, ВЭБ и производители топлива подписали специальное соглашение, которое позволит построить новые железнодорожные ветки и оптимизировать нагрузку на уже существующую транспортную сеть.

На 2012 год правительство ставит задачу увеличить добычу до 400 млн т. Однако из-за проблем с транспортировкой производители вынуждены снизить объем добычи угля в этом году — у них просто нет места на складах, и сначала им нужно распродать имеющиеся остатки. Гендиректор компании «Кузбассразрезуголь» Андрей Бокарев посетовал, что у него сейчас не распродано 5,5 млн т угля, хотя базовая нагрузка на склад — 1,8 млн т. Из-за этого он вынужден снизить добычу в 2012 году на 2–3 млн т. Он пояснил «Известиям», что хранящееся в таком объеме топливо создает не только экономические, но и физические риски — уголь при хранении в таких объемах может самовоспламеняться.

— Подписанное соглашение предполагает создание новых проектов, которые будут финансироваться не из бюджета, а на основе привлечения кредитных ресурсов, — заявил Бокарев. — Речь идет, например, о строительстве ветки от Урала до Мурманска, которая будет предназначена только для перевозки грузов.

Вице-премьер Игорь Сечин рассказал «Известиям», что в соглашении предлагаются не только проекты по строительству новых железных дорог, но и меры по повышению эффективности перевозок по уже существующим транспортным сетям.

— Это соглашение ключевое — оно позволит увеличить объемы грузоперевозок. РЖД привлечет финансовые инструменты, чтобы расширить инфраструктуру, — рассказал Сечин. — Это и увеличение массы поездов, числа вагонов в составах, радиометки, широкое использование ГЛОНАСС.

Новые технологии связи позволят РЖД эффективнее работать с большим числом средних и мелких владельцев вагонов. Именно из-за их несогласованной работы летом возникли проблемы не только с вывозом угля из Кузбасса, но и с отгрузкой зерна с Юга России.

На совещании премьер представил новую программу развития угольной промышленности до 2030 года. Путин отметил, что этот документ в совокупности с транспортным соглашением позволит увеличить добычу на 100 млн т и выйти на 430 млн т угля в год.

— Очень важно, чтобы все мероприятия программы были выполнены, несмотря на текущий политический календарь и предстоящую возможную кадровую ротацию. Обращаю внимание руководителей — это принципиальный вопрос, и все поручения должны быть выполнены до 1 мая текущего года, — заявил Путин.