На платежные системы, работающие в России, надвигается конкурент из Восточной Азии — China UnionPay (CUP). По данным нескольких участников рынка, китайская компания в течение полугода намерена создать в нашей стране «дочку», чтобы затем получить статус российской платежной системы. Эту информацию «Известиям» подтвердили главный представитель CUP в СНГ Саша Фань и источник, близкий к ЦБ.
По данным исследовательской компании Retail Banking Research (RBR), в 2010 году UnionPay по общему количеству выпущенных в мире платежных карт даже обогнала Visa (29,2% против 28,6%), заняв по этому показателю место лидера (на MasterCard приходилось 20%). Учитывая это, CUP прочат большие перспективы и на российском рынке.
— У китайской компании серьезные намерения. Чтобы изучить российский закон «О национальной платежной системе», ее представители даже не поленились перевести его на свой язык, — сообщил собеседник «Известий», близкий к регулятору.
Правда, в отличие от Visa и MasterCard, CUP все свои достижения обрела за счет работы на локальном китайском рынке. Это единственная платежная система, имеющая лицензию на работу в КНР. Она основана в 2002 году при поддержке Народного банка Китая и объединяет сегодня около 300 кредитных организаций не только на родине, но и в мире. На нашем рынке карточки компании появились в 2007 году, но операции по ним ограничены, их также счета карточные нельзя пополнять. Партнерами CUP в России, согласно информации на сайте платежной системы, являются Газпромбанк, ВТБ24, Мастер-банк, «Юниаструм», Московский банк реконструкции и развития (МБРР), Росбанк, Еврофинанс Моснарбанк, «Сити» и ряд других организаций.
— Присутствие китайской платежной системы пока заметно только на Дальнем Востоке, — отметил заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов.
Банки — партнеры CUP это подтверждают.
— Наиболее перспективной представляется организация приема карт UnionPay в эквайринговой сети, особенно в регионах, граничащих с Китаем, — уточнил начальник управления сети самообслуживания ВТБ24 Алексей Дегтярев.
Розничная «дочка» ВТБ принимает карты CUP во всех своих банкоматах и, как рассказал Дегтярев, собирается расширить сотрудничество с китайской структурой.
UnionPay также ведет переговоры с федеральной уполномоченной организацией «Универсальная электронная карта» (УЭК). По словам начальника управления общественных связей и рекламы УЭК Андрея Нестерова, в настоящее время рассматриваются различные варианты сотрудничества с китайской платежной системой, но подробности не раскрыл.
На взгляд Алексея Дегтярева, CUP вряд ли составит в России серьезную конкуренцию Visa и MasterCard (транснациональные игроки пока не комментируют планы китайской компании), занимающих подавляющую часть нашего рынка.
— У привычных нам платежных систем гораздо лучше развита инфраструктура, они давно работают в России и знают ее особенности лучше, чем кто-либо другой, — считает Дегтярев. — Хотя многое будет зависеть от амбициозности китайской компании, объема и направленности ее инвестиций.
Скептически относится к перспективам CUP в России и Валерий Торхов. По его мнению, при наличии Visa и MasterCard c понятными условиями сотрудничества отечественные банки вряд ли станут массово эмитировать карты китайской платежной системы. Пока интерес не очевиден.
— CUP должна каким-то образом стимулировать наши кредитные организации к работе с ней, — говорит Торхов. — Пока я вижу здесь только нишевые продукты и услуги для китайцев, приезжающих в Россию.
Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, председатель оргкомитета по созданию некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет», также полагает, что подвинуть международные структуры UnionPay будет непросто.
— Мы приглашаем CUP в наше товарищество. Правила игры должны быть едиными для всех. Но стратегически мы размышляем над тем, чтобы возрастал вес коренных российских платежных систем, — сказал Мурычев.
Самое главное для китайского игрока, говорит Алексей Дегтярев из ВТБ24 — избежать переоценки своих возможностей и грамотно подойти к планированию собственной стратегии развития на таком сложном рынке, как российский.