Большой театр забыл про юбилей Покровского

100-летие со дня рождения великого режиссера отмечают малыми силами
Ярослав Тимофеев
Борис Александрович Покровский. Фото: РИА НОВОСТИ/Лев Иванов

В жизни Покровского нетрудно увидеть вектор сужения пространства: центр приложения его усилий перемещался из Большого театра в крошечный Камерный театр на Никольской. После смерти мастера движение продолжается в том же направлении.

Столетие проигнорировали все крупные театры (Большой, в котором Покровский служил 39 лет и поставил 42 оперы, не счел нужным даже сообщить о юбилее на своем сайте). Зато два самых маленьких московских оперных дома — «Геликон» и Камерный музыкальный театр — вспоминают Покровского «изо всех сил». 250 зрительских мест в первом и 137 во втором — такова вместительная способность нынешней любви к Покровскому.

«Геликон» отметил юбилей слегка заранее, 19 января, соединив названия двух двунадесятых праздников в одно — «Покровское Крещение». Режиссер Дмитрий Бертман составил партитуру вечера из трех компонентов: сцены из опер, поставленных Покровским, фрагменты его видеоинтервью и обращения солистов к Борису Александровичу во втором лице — как к присутствующему в зале.

Артистические реплики — от невинного студенческого «О Покровском я впервые услышал, конечно же, от Бертмана» до эгоистичного женского «После спектакля он сказал мне, что я — молодец» — были трогательны своей несрежиссированностью.

Пройдясь по русской и западной оперной классике, Бертман в финале пришел к зловещему «Как же будем без царя» из «Золотого петушка» Римского-Корсакова (на экране в этот момент демонстрировалась инаугурация президента: угрожающий черный мерседес неспешно приближался к Кремлю) и к жертвенному финалу «Кармелиток» Пуленка. Крен в сторону скорби, несвойственный юбилейным вечерам, оказался более живым, чем помпезность и хвалы.

Концерт в Камерном театре имени Покровского пройдет точно в день рождения основателя, 23 января. Здесь схожая концепция: фрагменты оперных постановок Покровского, цитаты из его книг в прочтении Сергея Юрского и видеоэкран со слайдами и отрывками интервью.

Все те же театры помимо концертов обеспечили и несколько «побочных эффектов» юбилея. Это акции, у которых есть шанс выйти за географические рамки маленьких залов и хронологические границы празднества.

Театр Покровского открывает «Комнату мастера» — мини-музей в помещении театра и впервые в своей истории организует прямую интернет-трансляцию концерта.

А «Геликон» помогает издавать книгу Покровского «Очевидное и спорное», которая чудесным образом обнаружилась в некоем забытом ящике точно в день открытия исторической сцены Большого театра.

Кроме того, Дмитрий Бертман снял для телеканала «Культура» часовой документальный фильм о Покровском, который выйдет в эфир как раз после завершения вечера в Камерном театре.

Интересно, что будет с тенденцией к сужению пространства Покровского дальше. Если она продолжится, 200-летие Бориса Александровича отметят, по всей вероятности, двое седых почитателей. Позвав с улицы третьего.