Центр Хруничева запустит в Москву скоростные трамваи

Власти обещают поддержать заказами крупнейшее космическое предприятие
Александра Гавычева
Фото: РИА НОВОСТИ/Валерий Мельников

Мэрия Москвы заявила о сотрудничестве с крупнейшим ракетно-космическим комплексом России — Центром имени Хруничева. Военное предприятие предложило городу скоростные трамваи и медоборудование.

Градоначальник посетил Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева в среду 18 января. Сергею Собянину показали несколько цехов предприятия, после чего гендиректор центра Владимир Нестеров рассказал о производственных и экономических достижениях.

— Самым успешным у нас был 2010 год — произошло 15 запусков, а вот в прошлом году был только 10 пусков. Это связано с авариями, —заявил Нестеров. Если говорить в общем, то 41% запусков центра «Хруничева» происходит в России и 17% — в мире.

Говоря о финансовых показателях, Нестеров напомнил, что в 2005 году центр заработал 9,7 млрд рублей, а в 2011 — в 4,5 раза больше, 43,6 млрд рублей. Он отметил также, что за 10 лет коммерческой деятельности предприятие принесло в московский бюджет более 12 млрд рублей налогов. Основными бедами космического центра Нестеров назвал низкую зарплату (29–30 тыс. рублей в Москве), непопулярность предприятия у молодежи (средний возраст сотрудников — 39 лет) и еще оставшееся в городе вредное производство.

Собянин обещал помочь — подчеркнул, что московские власти будут поддерживать космический центр.

— Для города это одно из образующих предприятий, — заявил Сергей Собянин. — То, что вы сегодня делаете, заслуживает похвалы. Необходимо создать совместную группу, чтобы поэтапного решать те вопросы, которые стоят перед с заводом.

Как сообщил позже «Известиям» пресс-секретарь Центра имени Хруничева Александр Бобренев, руководство предприятия предложило городским властям свои возможности по созданию скоростных трамваев (их скорость движения — до 80 км/ч). Напомним, ранее сообщалось, что первая линия такого транспорта появится в городе к 2013 году.

— Одно из наших предприятий, вагоностроительный завод в Челябинской области, выпускает трамваи, — пояснил Бобренев. — Шла речь о предложении ряда моделей низкопольного скоростного трамвая.

По словам Бобренева, такой трамвай сможет вместить около 300 человек, в том числе инвалидов. Однако главное его достоинство — способность экономить до 40% электроэнергии по сравнению с обычным трамваем. Уточнить стоимость транспортного средства Бобренев не смог, однако заявил, что цена вагона значительно ниже, чем у зарубежный аналогов.

В столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры сообщили лишь, что закупка низкопольного транспорта запланирована до 2016 года.

Помимо этого центр готов поставлять медоборудование для столичных больниц.

— В ГКНПЦ выпускают барокамеры для оснащения лечебных учреждений, — заявил Бобренев. — Ими пользуются 22 столичные больницы.

В столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры сообщили лишь, что закупка низкопольного транспорта запланирована до 2016 года.

Директор Института анализа предприятий и рынков при Высшей школе экономики Андрей Яковлев считает, что для Центра имени Хруничева сотрудничество будет очень выгодным.

— Город может дать крупный госзаказ, что довольно важно как источник финансирования предприятия, — пояснил Яковлев. — Также город может обеспечить центру льготы по налогам. Это тоже существенный стимул.

Помимо этого эксперт отметил, что столь крупная площадка может быть в дальнейшем использована и для различных инновационных проектов.