Российский футбольный союз подготовил проект футбольной реформы. Его суть в том, что клубы РФПЛ должны будут содержать по сути три команды — основную, молодежную и еще одну, которая будет играть во втором дивизионе. При этом возраст играющих в молодежной команде футболистов будет ограничен 19 годами. От содержания третьей команды можно будет отказаться, но тогда молодых игроков придется или ставить в основу, или продавать, так как играть им будет негде. Спортивный директор РФС Николай Писарев рассказал «Известиям», зачем это делается.
— Чем обосновываете ужесточение возрастного ценза в молодежных составах?
— В дублирующем составе развитие идет только на первый год. Получается, что в 18 лет футболист прогрессирует, а в 19 — уже останавливается в росте, в 20 — начинается регресс. Поэтому предложена новая стратегия — сохранить турнир дублеров, но при этом ограничить его возрастной ценз 19 годами. Ребята в этой команде смогут играть 1–2 года. В 19–20 лет самое время продолжить карьеру в профессиональном, взрослом футболе. При этом не важно, в какой лиге, главное — не вариться в кругу только сверстников. Для этого мы рекомендуем командам Премьер-лиги создать вторые команды мастеров с общей заявкой.
— У некоторых клубов РФПЛ уже есть вторые команды, например, «Локомотив-2». Чем отличается ваше предложение?
— У них будет общая структура. Сейчас главная команда и ее фарм-клуб — не одно и то же юридическое лицо, у них нет общей заявки. Также мы предлагаем и в этих командах установить ограничение возраста игроков — 21 год плюс четверо футболистов неограниченного возраста.
— Движение игроков между этими командами с общей заявкой будет свободным?
— Наверх поднимать игроков можно в любой момент. А вот понизить из команды Премьер-лиги во вторую будет нельзя.
— Клубам придется содержать три полноценных состава — в главной, молодежной и дублирующей команде. Думаете, их это устроит?
— Думаю, это небольшие деньги — дорога, питание и зарплата футболистов, которая что в молодежном турнире, что во второй лиге невелика. В конце концов, можно играть и не во второй лиге, а в КФК (первенство коллективов физкультуры). И это ведь свои футболисты, которых потом не придется ни у кого покупать и искать. Ведь клубы платят за трансферы игроков, а здесь сэкономить смогут.
— Чем это лучше нынешней системы, когда молодежь отдают в аренду, причем не только в низшие дивизионы, но даже в клубы премьер-лиги?
— Тогда молодые игроки будут играть одной командой, а не по отдельности, как это происходит сегодня. Ребята сталкиваются и с дедовщиной, и с тем, что тренер команды, которая арендует молодежь, имеет свои задачи. Выстоять они смогут только командой ровесников против профессиональных команд. Они должны быть под постоянным наблюдением клубной системы.
— Увеличит ли эта система число своих воспитанников в клубах премьер-лиги и насколько?
— Отдача этой системы при нормальной работе должна составить: один игрок основного состава и два-три на подходе к основе в сезон. Это хороший результат.
— Сейчас молодые футболисты в Премьер-лиге появляются медленнее, в меньшем количестве?
— Сейчас молодежь выводится в премьер-лигу или от безысходности, или искусственными мерами. Пункт в правилах, когда команда должна иметь в заявке хотя бы одного доморощенного игрока, отменили, он не оправдал себя. Эти игроки попадают только на скамейку запасных. На этой скамейке свой футбольный путь и заканчивают. Те молодые игроки, которых ставит на поле Слуцкий в ЦСКА или которых выпускает «Спартак» — от безысходности. Их никогда не поставили бы играть, если бы не травмы.
— Когда эти перемены могут быть введены в действие?
— Нужно принять соответствующие изменения в регламенте РФС. Проекты документов мы направили в клубы. Ждем их реакции. К началу следующего сезона уже можно будем запустить новую систему.
По данным «Известий», реакция клубов на предложение РФС неоднозначная. Так, представитель «Зенита» Алексей Стрепетов выразился «за» — такие игроки, как Андрей Аршавин и Вячеслав Малафеев, вышли в основу из «Зенита-2», за который играли в 1998–2000 годах. А, например, гендиректор «Кубани» Сурен Мкртчян считает, что лучше отправлять временно ненужную игроков в конкурентную среду, где они могли бы прогрессировать, тогда как содержание лишней команды потребует от основного клуба не менее $1 млн в год.