На новых столичных землях могут сделать сафари-парк

В реабилитационные центры будут помещать диких животных, пострадавших от жестокого обращения
Маргарита Верховская
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Депутаты Мосгордумы собираются направить в столичное правительство предложения по дополнению концепции развития «большой Москвы», а также проекта планировки национального парка «Лосиный остров». Они предлагают включить в эти документы положение о создании реабилитационных центров для попавших в беду диких животных. Центры предполагается разместить в национальном парке «Лосиный остров» и на присоединяемых к Москве территориях.

О новой инициативе «Известиям» сообщила председатель комиссии по экологической политике Вера Степаненко. «Лосиный остров — единственный национальный парк, находящийся в черте мегаполиса. Животные, обитающие в нем, нередко нуждаются в помощи и лечении», — пояснила она.

Пока «Лосиный остров» принимает на реабилитацию только лосей и других копытных, кроме того, энтузиасты парка ухаживают за тремя ручными медведями. Но депутаты считают, что этого недостаточно.

Автор проекта, член экспертного совета при комиссии по экологической политике Илья Блувштейн, сообщил «Известиям», что помимо проекта в «Лосином острове» разрабатывается также концепция своеобразного сафари-парка на новых территориях Москвы, который одновременно станет и реабилитационным центром. Туда планируют передавать раненых диких животных, детенышей жертв охотников, а также тех, кому пришлось жить в условиях неволи: в частных зоопарках, у фотографов или просто у людей, купивших питомцев на птичьих рынках. «Таких животных нужно спасать от негуманного отношения», — пояснил эколог.

Туда же, по его мнению, нужно отправлять «на пенсию» зверей из цирков и киностудий. По словам Блувштейна, центр должен быть рассчитан одновременно на сотню крупных млекопитающих и занимать площадь примерно в 100 га. На его создание потребуется от 10 млн до 100 млн рублей, в зависимости от наличия развлекательной инфраструктуры. «Мы хотим сделать упор на экологические экскурсии. Но главное здесь все-таки не отдых людей, а реабилитация животных. По возможности им надо помогать вернуться в дикую природу, а тем, кто не в состоянии, обеспечить жизнь в условиях, близких к естественным».

Зампред Мосгордумы Андрей Метельский считает, что создание такого центра вполне реально. «Главное — наладить взаимодействие между Москвой и новыми территориями, места хватит на многие проекты», — сказал он. В московской мэрии оперативно оценить реалистичность инициативы не смогли.

Пока реабилитацией диких животных занимаются лишь энтузиасты, которых по всей стране единицы. На частные деньги работает приют в подмосковной Яхроме. Кроме того, реабилитационный центр, куда везут в основном животных и птиц из Москвы, созданный в 1990-е годы семьей биологов Мурашовых, действует в деревне Желнино Тверской области.

По словам создателя центра Яны Мурашовой, всего на питание 15 зверей (рысей и волков) и 30 птиц, живущих в приюте этой зимой, требуется около 100 тыс. рублей ежемесячно. Летом число питомцев и расходы на них удваиваются. «Поэтому мы перестали брать заведомых калек, которых нельзя вернуть в природу. Их трудно устроить куда-то, особенно волков и лис. Зоопарки их уже не берут, киностудии тоже», — подчеркнула биолог.

По ее словам, для таких животных действительно нужна резервация, где они могли бы доживать свой век, пожизненное содержание стоит дорого и под силу лишь государству.

Однако биолог выступает против строительства за бюджетные деньги большого реабилитационного центра, управляемого чиновниками. Она выразила опасение, что его ждет такой же провал, как и программу стерилизации бездомных собак, на которую были выделены гигантские деньги.

Мурашова отметила, что гораздо эффективнее будет оказывать финансовую помощь энтузиастам, которые «живут» помощью зверям и птицам. Биолог добавила, что единственный государственный проект в этой области — зоопитомник в Дмитровском районе для конфискованных на таможне животных — не удовлетворяет экологов условиями содержания питомцев, многие его обитатели умирают, не дождавшись возвращения в дикую природу. Тем более что провести полную реабилитацию непросто: медвежат из берлоги нужно выращивать не менее трех лет, а ручных волчат можно выпускать на волю только стаями.