Брачный процесс идет в демографическую яму

Петербуржцы стали чаще жениться и рожать детей, но уже через пять лет социологи прогнозируют заметный спад свадебного ажиотажа
Антонида Пашинина
Лолита Крылова

Председатель комитета по социальной политике Александр Ржаненков и директор cоциологического института РАН Ирина Елисеева подвели демографичес­кие итоги ушедшего года.

Оказалось, что петербуржцы стали охотнее вступать в брак и регистрировать свои отношения. Так, с января по октябрь 2011 года было зарегистрировано 45 тысяч 175 семейных союзов. Это на две тысячи больше, чем за аналогичный период позапрошлого года. Но и разводиться жители северной столицы тоже стали чаще. Как сообщил «Известиям» Александр Ржаненков, с января по октябрь прошедшего года в Петербурге официально разорвали отношения 20 тысяч 690 семей, это на 413 пар больше, чем в 2010 году.

— Главная причина в смене приоритетов, — говорит Ржаненков. — Как и среднестатистический европеец, молодой россиянин сейчас старается жить для себя, своего блага, ради собственной карьеры. 

Еще одна причина, считает чиновник, — жилищные и финансовые проблемы, сложности с трудоустройством, а также разные взгляды на воспитание детей. При этом петербургские власти пытаются поощрить супружеские пары, которые вопреки всем сложностям быта сумели сохранить семью. Как сообщили в комитете по социальной политике, выплаты «за верность» с этого года увеличились. Если в 2011 году супруги, прожившие в браке 50 лет, получили немногим более 5 тыс. рублей, то, как сообщили в пресс-службе комитета по социальной политике, с 2012-го такие пары ждет награда в 50 тыс. рублей, а семьям со «стажем» в 60 и 70 лет выделят по 60 и 70 тыс. рублей соответственно. 

В числе положительных тенденций — снижение уровня смертности и повышение рож­даемости. По словам Александра Ржаненкова, в 2011 году в Петербурге появилось на свет свыше 57 тысяч детей. Это примерно на 1,5 тысячи больше, чем в 2010-м. «Подрос» и возраст рожениц. Многие жительницы северной столицы решаются на ребенка ближе к 30 годам. А иные и вовсе отказываются от материнства ради карьеры.

Не случайно каждый четвертый новорожденный — потомок приезжих, большая часть из которых — выходцы из стран ближнего зарубежья. 

— Миграционный прирост год от года возрастает, — комментирует директор cоциологического института РАН Ирина Елисеева. — Сейчас это порядка 50 тысяч в год, в основном приезжают из Молдовы, Украины, Азербайджана, Средней Азии. И я полагаю, что в ближайшие 5–7 лет можно ожидать увеличения ежегодного прироста мигрантов до 70 тысяч в год.

Впрочем, последнее не так и плохо, ведь к концу десятилетия мы снова окажемся в демографической яме, на этот раз брачного характера: молодежь, родившаяся в кризисные 1990-е, достигнет того возраста, когда принято создавать семью. И молодоженов опять станет меньше.