Шереметьево продаст блокпакет в действующем ТЗК в 2012 году

Затем аэропорт выйдет и из других заправочных комплексов
Евгений Девятьяров
Фото: Анатолий Жданов

ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» намерено в 2012 году выйти из капитала ЗАО «Топливозаправочный комплекс Шереметьево» («ТЗК Шереметьево»), сообщил «Известиям» представитель аэропорта. Ранее в Шереметьево говорили, что решение о продаже доли в существующем ТЗК будет принято после ввода в эксплуатацию альтернативных топливозаправочных комплексов, которые строят «Газпром нефть» и «Роснефть».

Принадлежащие Шереметьево 25% плюс одна акция в ТЗК достанутся победителю конкурса. Наиболее вероятным претендентом на этот пакет является «ТНК-Шереметьево», которая в декабре 2010 года победила в тендере на покупку 75% минус одна акция ТЗК Шереметьево. Однако в ТНК-ВР, владеющей половиной «ТНК-Шереметьево», уклончиво отвечают на вопросы об интересе к выкупу оставшейся доли.

— ТНК-ВР заинтересована в эффективном развитии «ТЗК Шереметьево» и реализует долгосрочную инвестиционную программу по модернизации инфраструктуры предприятия, — говорит представитель компании. — ТНК-ВР пока не получала официального уведомления от Шереметьево о намерении продать долю в «ТЗК Шереметьево».

Генеральный директор «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев не исключает, что блокирующим пакетом могут заинтересоваться и другие нефтяные компании, которым может понравиться возможность влиять на ключевые решения в «ТЗК Шереметьево». Кроме того, по мнению эксперта, этот пакет будет представлять интерес для портфельных инвесторов.

Какова будет сумма будущей сделки, прогнозировать сложно. После того как топливозаправочные комплексы обязали брать на хранение чужое топливо, этот бизнес для аэропортов потерял привлекательность, считает Детенышев. Однако известно, что в декабре 2011 года половина топливозаправочного комплекса в соседнем аэропорту Внуково обошлась «Роснефти» в $550 млн.

Сделка, которая была закрыта «ТНК-Шереметьево» в марте 2011 года, оказалась скромнее: ее сумма составила чуть более $200 млн (44% минус одна акция продавал аэропорт Шереметьево, 31% — авиакомпания «Аэрофлот»). В Шереметьево тогда поясняли, что одним из условий сделки было обязательство нефтяной компании инвестировать средства в модернизацию топливозаправочного комплекса. В ТНК-BP будущие инвестиции оценивали более чем в 2 млрд рублей.

Пока руководство Шереметьево готовится к продаже своего пакета в действующем ТЗК, ТНК-ВР прикладывает усилия для консолидации контрольного пакета в «ТНК-Шереметьево». Владельцами этой компании, по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на паритетных началах являются «ТНК-ВР Холдинг» и компания «Медстоун Оверсиз Инк». По информации «Известий», конечным бенефициаром офшора выступает Роман Троценко, президент государственной Объединенной судостроительной корпорации. Сейчас нефтяники собираются выкупить долю партнера и уже подали летом 2011 года ходатайство в ФАС. Но его рассмотрение затягивается, поскольку требуется одобрение правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Впрочем, если сейчас в Шереметьево действует только один ТЗК, то до конца года ситуация может в корне измениться, поскольку свои услуги намерены начать предоставлять еще сразу два альтернативных топливозаправочных комплекса, которые будут представлены крупнейшими нефтяными компаниями — «Газпром нефтью» и «Роснефтью». При этом у аэропорта на начальном этапе будет свой пакет в ТЗК «Роснефти», но в будущем эта доля также будет продана, говорит «Известиям» представитель Шереметьево. Точной информации о сроках ввода в эксплуатацию ТЗК «Роснефти» нет. Но по некоторым данным, эта доля может составлять 49%. Как ожидается, построенный в Шереметьево ТЗК «Газпромнефть-Аэро» начнет заправлять воздушные суда во второй половине 2012 года.