Московские власти создадут интернет-архив нотных записей. Об этом «Известиям» сообщил источник в мэрии. Собрание объединит нотные архивы более 200 музыкальных школ, училищ и библиотек столицы. Проект включен в план информатизации столицы на 2012 год. По мнению экспертов, интернет-библиотеки — это реальная возможность увидеть произведения современных авторов, так как в печатном виде ноты почти не издаются.
Конкурс на пилотный проект виртуального архива, который включит в себя собрания из учреждений, расположенных в Центральном округе столицы, будет объявлен в ближайшие месяцы. «В ЦАО это сделать проще, потому что нотные архивы там уже частично оцифрованы», — пояснил источник.
Согласно техзаданию, на специально созданном для библиотеки портале классика будет размещена в свободном доступе, а произведения современных композиторов, подпадающие под закон об авторских правах, смогут посмотреть только учащиеся и преподаватели музыкальных учебных заведений. Для этого они получат специальные пароли. По российскому законодательству, авторские права сохраняются в течение жизни и 70 лет после смерти композитора.
Крупнейший в России электронный нотный архив — не официальный, а пользовательский. Его 17 лет назад создал руководитель и главный дирижер Академического большого хора РГГУ Борис Тараканов. Архив насчитывает более 70 Гб информации, или десятки тыс. единиц хранения. Библиотеку пополняют сами пользователи, присылая Тараканову отсканированные партитуры. Правда, здесь, как это нередко бывает в Рунете, возникает проблема с авторскими правами. «Я публикую любой материал, но тут же удаляю его, если правообладатели предъявляют претензии», — пояснил Тараканов.
К слову, благодаря неразберихе с соблюдением прав произведения таких композиторов, как Шостакович или Таривердиев, в Рунете имеются, а вот в популярных зарубежных архивах, таких как нотная библиотека Петруччи (imslp.org), они пока появиться не могут. Однако Тараканов отмечает, что многие современные авторы охотно будут сотрудничать с с городским архивом, иначе их просто никто не будет исполнять. Связано это с тем, что «нотный бизнес в стране не развивается, тиражи изданий не превышают 200 экземпляров, что для России крайне мало», пояснил эксперт. Свое собрание Тараканов также готов интегрировать в московское.
Однако столичные власти должны сотрудничать с федеральными, потому что архивы музыкальных учреждений, которые подчиняются департаменту культуры, весьма ограниченны. А в федеральных сосредоточено множество ценного материала, пока доступного лишь для студентов и преподавателей конкретных заведений. Так, фонд библиотеки при Московской консерватории насчитывает 2 млн экземпляров. Но музыкантам, не имеющим отношения к консерватории, приходится доставать их через знакомых или другими путями.
Официальных нотных архивов в Сети пока также крайне мало. Так, электронная коллекция Российской государственной библиотеки (Ленинки) составляет всего 13 тыс. экземпляров (в то время как «бумажный» фонд — около 400 тыс.), и даже из этого фонда лишь небольшую часть можно открыть не выходя из дома.
3 тыс. оцифрованных записей содержится в нотно-музыкальной библиотеке им. П.И. Юргенсона, но и их можно посмотреть и распечатать лишь в здании библиотеки. Как рассказала директор учреждения Наталья Михина, в электронный вид партитуры постепенно переводились в течение 10 лет, вплоть до 2005 года, но потом этот процесс остановился.
По словам Михиной, библиотека в любой момент готова предоставить свой фонд для интернет-архива, если поступит соответствующее распоряжение властей.По оценкам экспертов, оцифровка только фондов Консерватории обойдется приблизительно в 300 млн рублей. Добавим, что на все мероприятия в рамках всей программы «Информационный город» на 2012 год запланировано выделить более 35 млрд рублей.