Закончив 2011 год с результатом в 2,65 млн проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей, российский авторынок может сильно сбавить скорость. В этом году прибавка составит лишь порядка 200 тыс. машин, прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Но самые большие изменения могут коснуться условий послепродажного обслуживания. Автопроизводители в принципе согласны сохранять гарантию даже при ремонте в неавторизованных сервисах и использовании неоригинальных запчастей.
Общие продажи легкового и легкого коммерческого транспорта по итогам 2012 года вырастут на 7% по сравнению с 2011 годом и составят чуть больше 2,8 млн автомобилей. Если прогноз оправдается, это будет означать резкое, в пять с лишним раз, замедление темпов роста. Для сравнения, в прошлом году продажи увеличились на 39%, а в 2010 году — на 29% (и составили тогда 1,9 млн машин).
Рынок постепенно насыщается, что заметно по снижению темпов роста квартальных продаж, уточнил глава комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. Так, динамика рынка снизилась в прошлом году с 76% в I квартале до 26% в IV квартале.
Так что рекордного уровня 2008 года с годовыми продажами в 3,2 млн легковушек достичь тоже вряд ли удастся.
— Главным риском для рынка будет развитие мирового экономического кризиса, который вносит большую неопределенность в любые прогнозы, — заявил Дэвид Томас.
Уже понятно, что не все автокомпании смогли удержаться на гребне замедляющейся волны роста. По итогам прошедшего года продажи упали у четырех марок из представленных в России 52-х. К концу года ситуация стала еще непригляднее — для 13 автомобильных брендов сбыт в декабре 2011 года оказался хуже, чем в декабре 2010-го. То есть продажи к настоящему моменту падают у каждой четвертой марки.
Скорее всего, наш рынок к концу года останется на нынешних позициях, полагают эксперты.
— Делать прогнозы на нынешнем нестабильном рынке — это тыкать пальцем в небо. Я склоняюсь к мнению, что рост будет около нуля, — говорит генеральный директор интернет-портала «Автодилер.Ру» Олег Дацкив. — Хотя правительство может попытаться ему помочь, возобновив программу утилизации.
Авторынок к началу 2013 года будет на нынешнем уровне плюс-минус 5%, согласен исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Зато лично кошелька любого автовладельца могут коснуться перемены в послепродажном обслуживании машин. Сейчас владельцам новых автомобилей, не рискуя потерять гарантию, приходится даже мелкие операции проходить у авторизованных дилеров и использовать при этом лишь фирменные детали. Все это недешево. Но сейчас работающие в России автокомпании обсуждают с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) право клиентов использовать неоригинальные запчасти.
В принципе все компании на это согласны, тем более что регуляторы в Европе настаивают на этом же. Но на практике воспользоваться этой возможностью будет можно только после соответствующего решения ФАС или правительства, заявил Дэвид Томас.
Идея хорошая, но вряд ли такая практика будет введена скоро, полагают эксперты.
— Даже если свобода выбора дилера и запчастей будет узаконена, никто же не запретит обслуживаться в фирменном сервисе. Просто у автовладельцев появится свобода выбора, а это само по себе неплохо, — заявил Сергей Удалов.
Но в России до сих пор неразвита сервисная сеть, и государству сильно вмешиваться в ее становление смысла нет, считает Олег Дацкив.
Впрочем, в реальности ситуация на отечественном авторынке через год может очень серьезно отличаться от прогнозов. Насколько сильно могут ошибаться эксперты, хорошо видно, если вспомнить прошлые прогнозы. Например, Министерство промышленности и торговли России предрекало рост в 2011 году в 14,8% и итоговые продажи в 2,19 млн легковушек. А одна из крупнейших в мире консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers — в 20% по основному и в 35% по оптимистичному сценарию, соответственно, до 2,1 млн и 2,4 млн автомобилей. Напомним, что на самом деле оказалось 39% и 2,65 млн машин (данные АЕБ).
Противоположная ситуация сложилась в разгар мирового экономического кризиса в 2009 году. Тогда ошиблись все — в начале года самые мрачные прогнозы предсказывали снижение продаж от силы на 30%, но в результате наш авторынок усох наполовину. Падение составило 49%, до 1,47 млн автомобилей.