Брянские первоклассницы пошли колядовать

Пропавших девочек нашли живыми
Герман Петелин, Рафаэль Фахрутдинов
Слева направо: Оля Маркелова и Настя Бораборкина. Фото: УМВД по Брянской области

Брянск уже несколько дней не сходит с первых строчек главных криминальных новостей. Практически сутки вся местная полиция, военнослужащие и отряды добровольцев искали двух пропавших первоклассниц школы № 63 — Настю Бораборкину и Олю Маркелову, которые 11 января не вернулись домой после школы. Девочек нашли живыми и невредимыми. Местные власти уже пообещали жестко разобраться с чиновниками сферы образования и социальных служб.

Как сообщила «Известиям» директор их школы Оксана Корбан, 12 января в 13.30 девочек нашли и привели обратно в школу, где размещался штаб поисковой операции. Пресс-секретарь губернатора Дмитрий Огнев уточнил, что беглянок нашли журналисты брянской телекомпании. С детьми сейчас работает психолог и учителя.

Как рассказали в школе, девочки планировали сбежать из дома. По словам главы Бежицкого района Юрия Машкова ночь девочки провели в шалаше в лесополосе. Утром, когда спасатели прочесывали этот участок, там их уже не было. В итоге они остались на ночлег у своей подруги в одном из районов, который прочесывала полиция.

О том, что дети не пришли домой после занятий, которые завершились в 13.00, заявили около 17.00 родители одной из девочек. Обе первоклассницы живут на улице Вокзальной в микрорайоне Отрадное Бежицкого района Брянска. C 15.00 девочки не отвечали на звонки по мобильному телефону.

В розыске участвовали 525 сотрудников всех подразделений полиции, были привлечены кинологи с собаками, волонтеры, а также солдаты местных воинских частей. Силовики прочесывали соседний лес, проверяли дома и постройки в ближайших окрестностях, электрички, автобусы, автотранспорт. Отрадное — сложный район: два рабочих общежития, большая промзона, лес, озера.

К розыску пропавших девочек также подключался добровольный поисковый отряд «Лиза Алерт» — некоммерческое объединение, занимающееся поиском пропавших детей. Пресс-секретарь объединения Ирина Воробьева пояснила "Известиям", что «Лиза Алерт» оказывала информационную поддержку. В Сети распространялись ориентировки на пропавших. Одна из местных жительниц рассказала полицейским, что видела девочек - они позвонили ей домой, спели песенку, взяли плитку шоколада и ушли.

— По некоторым данным, девочки собирались пойти колядовать по домам, — рассказывает «Известиям» волонтер Татьяна Беляева. — Кроме того, одна из девочек была из неблагополучной семьи и ранее часто сбегала из дома.

Преподаватели в школе подтвердили «Известиям», что Маркелова росла в неблагополучной неполной семье. Ее воспитывали мама и бабушка. Известно, что обеих девочек после школы встретила бабушка Маркеловой.

Сыщики выяснили, что около 6 часов вечера обе девочки приходили в гости к своей подруге. Бораборкина сказала ей, что потеряла мобильный телефон, поэтому теперь боится идти домой. Девочки попросили подругу оставить их на ночь, но она им отказала. После этого первоклассницы ушли в неизвестном направлении. Около полуночи полицейские зафиксировали короткий звонок с телефона Насти в районе заброшенного кинотеатра «Металлург», однако там никого не нашли.

По факту пропажи детей местный Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Убийство». Однако это не говорит о том, что девочки были убиты. В Уголовном кодексе нет отдельной статьи о без вести пропавших людях, поэтому уголовное дело первоначально возбуждается по «максимальной» статье — «Убийство», а затем уже, в зависимости от результатов розыска, переквалифицируется или прекращается.

По словам оперативников, дело также возбуждается по статье «Убийство», если в обстоятельствах пропажи человека присутствует хотя бы одна из 18 криминальных причин. Например, человек пропал вместе с дорогой машиной, он перевозил крупную сумму денег или участвовал в конфликте.

Эксперты по розыску без вести пропавших людей говорят, что только в 1% случаев дети пропадают по криминальным причинам. Малолетние ребятишки (в сухой милицейской статистике в этот разряд попадают дети до пяти лет) в большинстве случаев пропадают из-за банального недосмотра родителей. Детей часто теряют на массовых мероприятиях и в людных местах. Кроме того, некоторые родители отпускают гулять детей без всякого присмотра.

— Но разыскивать детей, особенно маленьких, всегда сложнее, потому что их поведение непрогнозируемо, — объясняет «Известиям» эксперт МВД Елена Зарембинская. — Взрослому человеку тяжело понять логику ребенка. Маленький ребенок может запросто побежать за красивой машиной или яркой бабочкой на соседнюю улицу или пойти за кошкой в подвал. Зачастую он еще не ориентируется на местности и порой даже не может назвать взрослым свой и адрес.

По словам Зарембинской, в зимнее время поиски детей вести гораздо труднее, чем летом.

— Зимой люди меньше обращают внимание на окружающих. Поэтому свидетелей найти тяжелее. Кроме того, в снежную погоду быстрее теряются следы. К тому же погода способствует переохлаждению.

Эксперт предположила, что девочки находились в каком-то помещении.