Российское топливо назвали качественным

Хотя кое-где его неправильно взвешивают
Мария Жебит
Фото: РИА Новости

Если бензин и солярка в России где-то и отклоняются от требований технического регламента, то совсем чуть-чуть, выяснили чиновники Росстандарта. Гораздо больше нареканий вызывает работа заводских испытательных лабораторий, где проверяют качество производимого топлива.

Сотрудники Федерального агентства по метрологии (Росстандарт) побывали на 31 НПЗ. Проверка проходила с сентября по декабрь прошлого года в рамках заключенных четырехсторонних соглашений между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. Тех самых соглашений, которые позволяют правительству в деталях контролировать модернизацию российских НПЗ.

Топливо на всех проверенных заводах по содержанию серы, концентрации свинца, марганца и другим показателям соответствует нормам, пришли к выводу эксперты.

Но совсем без нарушений не обошлось. Проверяющие обнаружили, что на некоторых заводах либо измерительное оборудование плохое, либо пользоваться им сотрудники не умеют, а иногда и не хотят. Так, в Ангарской нефтехимической компании и на Ачинском НПЗ нефтепродукты испытывают не по всем включенным в регламент показателям, говорится в отчете Росстандарта, с которым ознакомились «Известия». А, например, в ООО «Ильский НПЗ» не соблюдали обязательны требования «обеспечения единства измерений». Претензии Росстандрата касались в основном «непроверенных» средств измерений — весов, гирь, термометров, секундомеров и недочетов в оформлении паспортов на топочный мазут.

Как пояснили в самой компании, Росстандарт ежемесячно проводит плановые проверки лабораторного оборудования и готовой продукции. Существенных нарушений, по мнению сотрудников компании, выявлено не было. Сейчас на Ильском НПЗ устраняют недочеты, для этого компания намерена расширить штат.

В самом Росстандарте тоже не считают найденные нарушения серьезными.

— Ситуация с лабораториями российских НПЗ в целом оценивается положительно, — сообщили в ведомстве. — Контроль качества выпускаемых нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах проводится аккредитованными испытательными лабораториями.

Как пояснили в агентстве, испытательные лаборатории обеспечены «актуализированным фондом нормативной документации на продукцию и методами испытаний, испытательным оборудованием и средствами измерений для испытаний нефтепродуктов».

На НПЗ топливо действительно хорошее, «химичат» в основном на нефтебазах, говорят эксперты.

— Техрегламенты достаточно необременительны, — считает старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. — Практика показывает, что порча топлива происходит не на заводе, а на нефтебазах, которые обычно принадлежат независимым операторам.

Поручение Росстандарту проверить все нефтяные компании правительство дало в мае 2011 года. Тогда состоялось совещание из-за разразившегося в апреле «бензинового кризиса». Дефицит топлива почувствовали сначала в Алтайском крае, но уже через несколько дней перебои начались на АЗС многих других регионов, включая московский. Одной из причин топливного дефицита посчитали недостаточную модернизацию заводов.

Проверку НПЗ поручили провести и Ростехнадзору. Это ведомство обнаружило на 24 крупных нефтеперерабатывающих заводах несколько тысяч нарушений требований промышленной безопасности.