«Ответственность за смерть ребенка несут высокопоставленные руководители — не «стрелочники»

После гибели маленького Кирилла Диденко в Брянске проверяют все службы ЖКХ. Почему произошла трагедия и кто за это ответит, «Известиям» рассказал глава Брянской городской администрации Сергей Смирнов
Елена Шишкунова
Глава Брянской городской администрации Сергей Смирнов. Фотография предоставлена пресс-службой Брянской городской администрации

8 января Татьяна Диденко и ее полуторагодовалый сын Кирилл провалились в канализационный коллектор — у них в буквальном смысле ушла земля из-под ног. Мать удалось спасти, малыш погиб.

— Почему погиб мальчик?

— Если позволите, я начну с выражения глубоких соболезнований всем близким погибшего Кирилла. Это страшная утрата, и поверьте, что я как отец и дед прекрасно понимаю состояние родных. Я скорблю вместе с ними.

Что касается этого страшного происшествия, то такая ситуация не является рядовым случаем, показывающим степень изношенности коммунальных сетей Брянска. Прежде всего нужно сказать, что это непредвиденная авария, которую было очень сложно предсказать. В 2007 году были тщательным образом при помощи робота обследован весь канализационный коллектор Брянска. В результате участок, в районе которого произошла трагедия, был признан вполне удовлетворительным. Есть фотографии, показывающие, что в Брянске на тот момент были гораздо более сложные места коллектора. Они-то прежде всего стояли в очереди на замену, и этот процесс шел ежегодно. По нашим планам в первом полугодии 2012 года эта часть коллектора должна была быть заменена.

И, разумеется, ежегодно наши специалисты, спускаясь в люки, визуально просматривали состояние стенок коллектора. Ничего не предвещало беду. Сложно сказать, почему так быстро произошло разрушение именно этой части железобетонной трубы метрового диаметра. Обычно это происходит вследствие газовой коррозии. Испарения канализационных стоков разрушают бетон и приводят к коррозии металлической арматуры конструкции. После трагедии наши водолазы метр за метром прошлись от провала до очистных сооружений. За исключением еще одного подозрительного места, труба в районе которого уже заменена, состояние коллектора не вызвало нареканий. Какой-то злой рок. Есть версия, что определенную роль сыграли погодные условия этой аномально теплой зимы. Пусть все тщательно проанализируют технические специалисты. На основании их выводов и можно будет сделать грамотные заключения.

— Какие выводы сделали из случившегося?

— Выводы технической экспертизы будут сделаны в ближайшее время. Уже понятно, что нужно вести более тщательный мониторинг состояния канализации. Нужно закупать дополнительное оборудование для диагностики. Возможно, необходимо менять функции структурных подразделений городского ЖКХ. Пока вопрос прорабатывается — раньше мы с такими вещами не сталкивались. Некоторые места коллектора, которые вызвали опасения, мы уже заменили.

Предвижу вопрос о том, почему мы не сделали этого раньше. Еще раз повторю: мониторинг десятков километров городских канализационных труб идет ежегодно. Как оказалось, этот процесс нужно производить чаще. Существующие нормативы, от которых зависит финансирование процесса исследования состояния коммунальных сетей, похоже, устарели. А лично для себя как руководитель я уже сделал выводы. За такие случаи нужно нести ответственность. Следственный комитет при прокуратуре пусть делает свою работу, а мы сделаем свою.

— Кто будет лично отвечать за эту трагедию?

— Персональную ответственность за случившееся несут высокопоставленные руководители. Речь не идет о простых «стрелочниках». Не хочу называть сейчас фамилии. Общественность обо всем узнает после серии отставок различных руководителей, что и произойдет в ближайшее время.

— Как вы в целом оцениваете состояние жилищно-коммунального хозяйства Брянска?

— Я не буду лукавить, что в нашем городе все хорошо. Как и в любом российском региональном центре, у Брянска есть множество проблем. Но и сказать, что город является «черной дырой», где всё плохо, тоже было бы неправильно. К сожалению, после распада СССР в течение более чем десятилетия практически ничего в системе ЖКХ не модернизировалось. В последние годы мы начали этот процесс, но он, как вы понимаете, не может быть быстрым. Хорошо иметь неограниченное количество средств и сразу заменить все трубы, отремонтировать дороги, провести инженерные сети там, где их никогда не было, и т.д. Но нужно реально смотреть на вещи.

— Сколько денег было вложено в ЖКХ в прошлом году?

— В прошлом году затраты на отрасль ЖКХ составили 1,1 млрд рублей. Мы постарались сосредоточить внимание на ремонте основных городских проспектов (Московский, Станке-Димитрова) и дворовых территорий. Это не значит, что капиталовложения в остальные сферы городского хозяйство было уменьшено. Просто в дороги и дворы вкладывалось гораздо больше средств. Для Брянска это были беспрецедентные суммы.

— Но, очевидно, даже такими деньгами всех проблем не решить…

— Что касается проблем, то их перечисление займет много места. Они те же, что и во всех российских городах. Поэтому остановлюсь только на самом актуальном для этого интервью. Едва ли не половина городской канализации в последние годы была передана от различных хозяйствующих объектов. Сказать, что мы получили ее в изношенном состоянии, значит ничего не сказать. Туда вообще никто ничего не вкладывал в течение десятилетий! На приведение ее в нормальное состояние мы тратим немалые средства. А нужно еще больше. Кроме этого, практически нигде на предприятиях сейчас не действуют бывшие когда-то в советскую эпоху очистные сооружения. А промышленные стоки способны подвергнуть разрушению что угодно. Но мы продолжаем модернизацию наших городских сетей. Единственное, хотелось бы это делать максимально быстрыми темпами. Но, как вы понимаете, это зависит не только от нашего желания, но и от объективных обстоятельств.