Борьбу миллиардера с коррупцией сочли поспешной

В Кремле и Думе не оценили законопроект депутата Андрея Скоча, предлагающий декларировать расходы депутатов и чиновников
Евгений Ершов, Пьер Сидибе
Андрей Скоч. Фото: Анатолий Жданов

Член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Скоч, занимающий 29-е место в российском списке Forbes, внес в Госдуму законопроект, по которому депутаты и чиновники должны отчитываться о своих расходах, если они превышают задекларированные ими доходы. В пояснительной записке говорится, что документ «станет реальным шагом по реализации соответствующего предложения высказанного 22 декабря 2011 года президентом России в послании Федеральному Собранию».

В случае непредставления этих данных чиновник должен быть уволен со службы, предлагает Скоч. Что в такой же ситуации делать с депутатом, в документе не сказано.

В Кремле к законотворческому порыву миллиардера отнеслись прохладно.

— Если президент о чем-то говорил, то уж точно не Скоч это будет вносить, — заявил «Известиям» высокопоставленный источник в администрации президента.

Сам автор законодательной инициативы был недоступен для комментариев, зато его коллеги из профильного комитета по безопасности и борьбе с коррупцией на отзывы не поскупились.

Депутат от «Единой России» Владимир Васильев назвал инициативу Скоча «скороспелой» и «популистской», пояснив, что за подобными заявлениями должна стоять кропотливая работа.

— Идея декларации расходов очень заманчива внешне, поскольку является очевидно правильной. — сказал он. — Но для ее реализации нужна серьезная инфраструктура. В частности нужно не только описание что такое собственно «расходы», необходима система учета личных трат, которая возможна только при развитой системе безналичных расчетов. А сколько у нас людей этим пользуются? Всего ничего. Значит, нужна долгая рутина, прежде чем что-то заработает. А яркие популистские идею, думаю, нам успеха не принесут.

Другой член комитета, депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков заявил, что данный документ носит «косметический» характер и не повлияет на ситуацию в стране.

— Чтобы снизить коррупцию, надо расширять круг лиц, в отношении которых проводится надзор. Включать совершеннолетних детей, например, на которых часто переписывают имущество. Где это? Второй недостаток — сведения о расходах остаются тайной за семью печатями. Чиновники сами будут проверять друг друга, и мы знаем, как они это умеют делать. Зачем это сделано? Просто для галочки, что теперь мы контролируем еще и расходы? В общем, гора родила мышь, — считает Гудков.

— Очень странно, что этот законопроект выдвигает один депутат Скоч, ни с кем не посоветовавшись. За такой инициативой должна стоять группа депутатов, — считает еще один член комитета по безопасности и противодействию коррупции либерал-демократ Андрей Луговой.

Сдержаннее всего о предложении Скоча отозвалась председатель профильного комитета, депутат-единоросс Ирина Яровая.

— В установленном порядке мной подписано соответствующее письмо, которое направлено в наше правовое управление для проверки на предмет соответствия статье 104-й конституции и 105-й регламента (Государственной думы. — «Известия»). Оценивать документ до прохождения этой процедуры преждевременно, — отметила она.

О необходимости декларировать расходы чиновников говорили и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев.

— Много и правильно у нас говорится о чистоте рядов, о борьбе с коррупцией. Чтобы человек, приходящий во власть, был прозрачен… Есть идея предъявлять не только доходы, но и расходы, — заявил Путин в марте 2011 года.

— В целях дальнейшего противодействия коррупции считаю правильным ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в тех случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам. Речь идет о декларировании крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, — сказал Медведев в конце декабря.

Сам Скоч, согласно его декларации, не имеет за душой практически ничего — ни акций, ни машин, ни недвижимости, кроме небольшой квартиры в Белгородской области. Его доход, согласно декларации за 2010 год, составил около 20 млн рублей — при состоянии $3,9 млрд (оценка Forbes). Скоч рассказывал, что передал бизнес в руки отца. Отец владеет также квартирой в престижном районе Москвы и участком в Подмосковье.