Экономия на вузах лишила офицеров работы на гражданке

Роструду пришлось заново переучивать 23 тыс. офицеров, уволенных из армии
Денис Тельманов
фото: Глеб Щелкунов

Уволенные из армии офицеры столкнулись с безработицей из-за низкого качества образования, полученного в военных вузах. Кадровые агентства отмечают практически полное отсутствие спроса на рынке труда на бывших военных командиров и воспитателей. Чтобы исправить ситуацию, Роструду пришлось почти всех обратившихся в службы занятости отставных офицеров отправить на переподготовку, рассказали «Известиям» в ведомстве:

— Ежеквартально к нам поступает 8–9 тыс. новых заявок от военнослужащих, которые не могут найти работу. И почти у всех одна и та же проблема — нет гражданской специальности. Поэтому их приходится переучивать по тем профессиям, на которые у нас есть заявки от работодателей.

По данным агентства, за первые три квартала прошлого года в поисках работы в Роструд обратилось 22 756 уволенных военнослужащих, из них 21 210 человек были направлены на переобучение.

Президент кадрового агентства HeadHunter Юрий Вировец рассказал, что самым низким спросом на рынке труда пользуются специалисты по строевой подготовке, военные юристы и экономисты:

— Командовать полком и управлять компанией — не одно и тоже. Безусловно, существуют компании, исповедующие казарменный подход к менеджменту, однако это не больше 3% рынка, и, как правило, в таких организациях редко требуются новые специалисты.

В то же время, по его словам, сохраняется заинтересованность в военных «технарях».

По мнению замдиректора департамента развития профессионального образования Минобрнауки Ирины Мосичевой, низкий спрос на бывших военных управленцев вызван низким качеством переподготовки, которую проходят офицеры перед увольнением из армии. С 2009 года Минобороны занимается этим само, отстранив Минобр от образования военных и организовав курсы переподготовки в 57 ведомственных военных вузах.

— Роль преподавателя часто является определяющей. Во время обучения студент должен не только слушать новую информацию, но и видеть, как выглядит представитель той или иной профессии. Когда вокруг все в сапогах и погонах, это невозможно, — говорит Мосичева.

По ее словам, причины такого решения чисто экономические, поскольку организация переподготовки в своих вузах в разы дешевле, чем на рынке образовательных услуг.

Сейчас Минобороны обещает переподготовить офицеров по 250 специальностям — от менеджера до инженера. При этом ни по одной из программ переподготовки, кроме сотрудника ЧОП и таможенника, у военных вузов государственной аккредитации нет. В результате, закончив курсы переподготовки, офицер получает не диплом, а лишь свидетельство. А этот документ работодателей чаще всего не устраивает. И бывшие офицеры идут работать на неквалифицированные должности или сидят без работы.

Психолог-консультант центра «Мир вашего Я» Екатерина Курлат отмечает, что такая ситуация очень опасна для психики бывших военных, поскольку длительная служба в армии, где все жестко регламентировано, не учит человека нести ответственность за свою жизнь:

— После увольнения из армии офицер испытывает чувство дезориентации — долгое время он служил стране, у него была некая миссия, а тут он оказался невостребованным. В таком состоянии мужчины склонны уходить в запои, возможны самоубийства, распад семьи.

На проблему трудоустройства уволенных военнослужащих весной 2011 года обратил внимание Дмитрий Медведев. По его поручению в стране была создана сеть центров адаптации уволенных с военной службы. Однако, по данным ВЦИОМ, пока что 46% бывших военных находят работу через друзей и знакомых, и только 6% — через государственные службы занятости.