В России может появиться система утилизации автотранспорта

Для компенсации затрат на ее создание и поддержание может быть введен новый сбор
Евгений Девятьяров
Фото: РИА НОВОСТИ/Михаил Фомичев

В России может быть введена комплексная система утилизации автотранспорта. Как рассказал «Известиям» источник в одном из профильных ведомств, такая возможность обсуждается сейчас в правительстве. Этот шаг предполагает введение специальных утилизационных сборов с автомобилей.

Утилизационные сборы планируются взимать при первой регистрации автомобилей на территории РФ, поясняет источник. То есть фактически это коснется трех категорий авто: ввозимых в страну новых и старых автомобилей, а также всех новых машин российского производства. Размер сбора пока не определен, по словам собеседника «Известий», он будет зависеть от возраста и технических характеристик автотранспортного средства.

Проект концепции комплексной системы утилизации автотранспорта в России готовился в Министерстве промышленности и торговли. В Минпромторге обещают подробно рассказать о подготовленной концепции уже в ближайшее время, однако от комментариев отказались.

Новая мера позволит компенсировать негативный эффект от снижения пошлин на импортные автомобили всех категорий (после вступления в ВТО) и ограничить конкуренцию со стороны подержанного импорта.

Пока рано говорить, как это отразится на производителях и потребителях, поскольку пока непонятен размер утилизационных сборов, говорит представитель российской Sollers (выпускает внедорожники УАЗ, автомобили SsangYong и FIAT, японские грузовики ISUZU) Зоя Каика.

— С кого будет браться сбор? Я пока не знаю. Этот вопрос с производителями еще не обсуждался. Каковы будут размеры этих сборов и насколько это будет серьезная нагрузка, пока также неизвестно. Но то, что они могут быть дифференцированы в зависимости от возраста, это логично, — рассуждает Каика.

Чем старше машина, тем ближе срок ее утилизации. При этом расходы на утилизацию первой партии машин будут выше, поскольку потребуется сначала создать технологическую инфраструктуру. Так что сборы с более старых машин должны быть несколько выше, чем с новых, рассуждает представитель автомобильной компании.

Целью новой инициативы чиновников являются забота об экологии и обновлении транспортного парка, считает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. По ее словам, Россия остается одной из тех немногих стран, где система утилизации автотранспорта пока не действует.

— Как я понимаю эту идею, за утилизацию будут отвечать производители, — говорит Матвеева. — Но обычно покупателям транслируются очень многие элементы подорожания автомобилей. Я думаю, финансовое бремя каким-то образом будет распределено между участниками рынка.

Между тем на сегодня в России пока нет полноценной инфраструктуры для полной переработки автохлама, отмечает автомобильный эксперт Сергей Асланян.

— Утилизация машин — это мощнейший индустриальный процесс, подразумевающий полную переработку. Но у нас этой переработки нет. В стране нет ни одного завода по переработке автомобильного стекла, автомобильной пластмассы, автомобильного текстиля. Резину и железо мы более-менее умеем закапывать лопатами на опушке заповедника, а все остальное делать не в состоянии, — говорит Асланян.

Кроме того, по его мнению, новое предложение правительства не решает проблему утилизации старых отечественных машин.

— Мы — страна вечных «Жигулей». Порядка 30% всех «Жигулей» первых выпусков по сию пору числятся на ходу, хотя это конечно уже не так. Им по 30–40 лет. Но по документам они есть, с учета они не сняты, имеют довольно весомое присутствие в статистике. С такими машинами что делать? — задается вопросом эксперт.

Сергей Асланян убежден, что утилизационные сборы должны взиматься с производителей, а не с владельцев автотранспортных средств. Так это устроено в Европе. Предприятия уже с момента производства и продажи машины обязаны быть готовы к ее утилизации. Но эксперт опасается, что в России могут попробовать переложить эти проблемы на владельцев.