Экспозиции Эрмитажа
Единственный музей России, в котором одновременно проходят до десятка первоклассных выставок.
В новом году Эрмитаж собирается, помимо прочего, отметить 150-летие со дня рождения историка Николая Петровича Лихачева, известного своими коллекциями древнерусского и византийского искусства, а также показать работы Джорджо де Кирико из собрания семьи художника.
Планируются и ретроспектива выдающегося испанского архитектора и скульптора наших дней Сантьяго Калатравы, а также выставка «Премудрость Астреи», где будут представлены памятники масонства XVIII — первой трети XIX века из коллекции самого Эрмитажа.
Для «Выставки одной картины» из лондонской Национальной галереи привезут «Благовещение со святым Эмидием» Карло Кривелли. На конец года запланированы выставки веджвудского фарфора и графики классика немецкого модернизма Паулы Модерсон-Бекер. Современное же искусство будет представлено в Главном штабе выставками Ансельма Кифера и братьев Чепмен. Причем план этот — неокончательный, 2012-й объявлен еще и Годом США в России.
«Документа» в Касселе
Есть мнение, что самой важной выставкой современного искусства в мире является Венецианское биеннале, но это давно уже не так. Проходящая раз в пять лет «Документа» в немецком Касселе пользуется гораздо большим влиянием в арт-мире. Здесь, в отличие от Венеции, нет национальных павильонов, а все придумывает один куратор (в этом году им стала американо-итальянка Кэролин Кристов-Бакарджиев, до недавнего времени возглавлявшая Музей современного искусства в Турине).
Сочетание работ малоизвестных авторов с творчеством «живых классиков», таких как Уильям Кентридж, чья выставка была показана в уходящем году и в Москве, остается фирменным знаком «Документы».
По традиции, заложенной еще в 1955 году, выставка длится ровно 100 дней. Традиционно малое участие российских авторов может напрячь нашего зрителя — но во многом эта ситуация отражает восприятие современного искусства из России в мире. Открытие: 9 июня в Касселе.
Выставки Густава Климта
150-летие со дня рождения ключевой фигуры венского модерна отметят множеством выставок. Важнейшие из них пройдут в австрийской столице. Так, в Альбертине покажут рисунки Климта, а в Музее Леопольда в феврале откроют выставку «Климт лично» — о частной жизни художника и его многолетних отношениях с любимой моделью и музой Эмилией Флеге. Венский Музей истории искусства сфокусируется на работах Климта по оформлению самого музея, здесь покажут и подготовительные рисунки классика.
А в России выставок Климта или хотя бы выставок с участием его работ не будет: художника открыли у нас слишком поздно, когда цены на его работы стали заоблачными (говорят, среди его покупателей на недавних аукционах были и наши соотечественники). Хотя еще Репин, не любивший модерна, признавал, что у Климта «попадаются иногда перлы самобытности художественной».