Прозрачные урны могут оказаться не совсем прозрачными

ЦИК и производители ящиков для голосования думают, как сохранить тайну волеизъявления и во сколько это обойдется
Ольга Тропкина, Петр Козлов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Мельников

28 декабря в Центризбиркоме прошел «смотр» продукции компаний, которые занимаются производством урн для голосования, выяснили «Известия». ЦИК выполняет наказ, данный Владимиром Путиным. На встрече с представителями своего штаба и Народного фронта премьер заявил, что на избирательных участках нужно поставить прозрачные урны.

— Давайте поставим прозрачные ящики. Если денег не хватает, давайте выделим денег на ящики. Пусть ящики будут прозрачные. Пусть все будет прозрачное, — сказал тогда премьер.

ЦИК тут же взяла под козырек, хотя еще в 2009 году председатель ЦИК Владимир Чуров относился к этой идее скептически. «В прозрачных урнах, как я мог убедиться во время наблюдений на выборах в различных государствах, видно волеизъявление», — утверждал тогда Чуров.

Тем не менее на заседании 28 декабря Центризбирком принял постановление, согласно которому «стенки стационарного ящика для голосования» изготавливаются из легкого прозрачного или полупрозрачного материала (светопропускаемость не менее 25%). Точно такие же требования прописаны и для переносных урн. «В ящиках для голосования не допускается вкладных мешков или емкостей», — оговаривается в документе.

В России производством и массовыми поставками урн на избирательные участки занимаются три компании: компания «Символ», Ростовский завод техоснастки и сетевой интегратор КРОК. Есть и мелкие региональные компании, которые работают «на аутсорсинге», доделывая то, что не успели фирмы, выигравшие конкурс. Как сообщил «Известиям» гендиректор «Символа» Сергей Бабенко, на этот раз продукцию в ЦИК представляют только «Символ» и Ростовский завод техоснастки.

Бабенко рассказал, что неожиданное поручение премьера поставило перед ЦИК и производителями урн сразу несколько проблем. Во-первых, прозрачная урна может не обеспечить конституционного права на тайное волеизъявление. По крайней мере, законность этой инициативы можно оспорить.

— Видимо, сейчас будут увязывать с законодательством, разрабатывать проект постановления, будут рекомендовать складывать бюллетень вчетверо, — размышляет Бабенко.

— Прозрачные урны могут противоречить закону, который устанавливает тайность голосования, — соглашается секретарь ЦИК Николай Конкин, отмечая, что, по всей вероятности, придется менять законодательство.

В свою очередь, Бабенко пообещал предложить Центризбиркому хороший, на его взгляд, выход: выбор между прозрачным ящиком и полупрозрачным, у которого нижняя половина почти не просматривается. Однако, как заметил в разговоре с «Известиями» член ЦИК Гарегин Митин, необходимо отдельно решить проблему с переносными урнами, которые по закону не могут быть прозрачными.

Другая проблема — это скорость, с которой необходимо изготовить урны и успеть развезти их по стране до мартовских выборов.

— Кто выиграет конкурс на производство прозрачных урн, выяснится позже. Видимо, одного победителя не будет. Пройдут либо два конкурса, либо масса региональных конкурсов. Дело в том, что 94-й закон несовершенен. Я не единожды проигрывал в конкурсах, а потом нам все-таки приходилось изготавливать оборудование, — рассказывает Бабенко.

Причина тому — недобросовестная конкуренция и несоблюдение обязательств тех, кто выигрывает конкурсы.

Наконец, нужно еще изготовить урны и развезти их по стране. Это, как выяснилось, накануне праздника 8 Марта очень проблематично.

— Расстояние между Москвой и Петропавловском-Камчатским около 8 тыс. км, значительная часть этого маршрута проходит по воде. С учетом «жареной» ситуации стоимость повышается, — перечисляет Бабенко.

Представитель фирмы «Иган-групп», которая также производит урны, но не в масштабах страны (работает по мелким заказам, выполняя то, что не успели крупные производители), уверяет, что стоимость одной единицы около 5,6 тыс. рублей.

— Алюминиевый профиль, заполнение — поликарбонат и крышка — оргстекло. Если выполнять все требования избиркома, чтобы был контейнер, как сумка для переноса, цена еще увеличится, — рассказывает он «Известиям».

Бабенко более оптимистичен. По его словам, максимальная средневзвешенная цена по России с учетом доставки до участков по всей стране — около 4,5 тыс. рублей.

— Это стартовая цена за начало. Больше не дадут, — вздыхает директор «Символа».

Как рассказал «Известиям» глава горизбиркома Мурманска Владимир Шулаев, имеющий опыт закупки оборудования для выборов, на выборах депутатов Госдумы урна стоила 4–5 тыс. рублей.

Таким образом, если на каждом из 94 тыс. участков будут установлены по две урны (как правило, их больше), сумма затрат на изготовление составит от 800 млн до 1 млрд рублей.

А вот у Шулаева есть вариант, как сэкономить бюджетные деньги:

— Да можно просто вставить в урны прозрачные боковины, и все!