Стандартные требования

На каждое загрязнение предусмотрена своя норма
Дмитрий Смирнов
РИА Новости

В новом веке разговоры об экологии утратили прежнюю значимость. Мир окончательно перешел на систему экологического менеджмента, приняв и повсеместно распространив четкие стандарты, схемы и способы борьбы с вредным воздействием на окружающую среду. Теперь верят только документам и реализованным проектам. Россия в стороне оставаться не могла, так как без прохождения соответствующей сертификации невозможно быть игроком мирового рынка. На сегодня практически на всех российских промышленных предприятиях, включая, естественно, и металлургические, внедрена и реально работает система экологического менеджмента.

Как таковое появление термина «белая металлургия» вовсе не означает, что отныне у одной из самых грязных отраслей промышленности появилась возможность стать стерильной. И уж тем более не означает, что деятельность квалифицированного таким образом предприятия вовсе не оказывает негативного влияния на окружающую среду.

Вектор незагрязнения

«Понятие «белая металлургия» хотя и является распространенным, однако крайне редко встречается в нормативно-правовых актах и программах развития территорий, принятых в последнее время, – замечает сотрудник юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Елена Кудряшова. – В частности, Стратегия развития металлургической промышленности до 2020 года такого термина не содержит и вообще не включает в себя сколько-нибудь ощутимых предложений по модернизации металлургических предприятий с целью обеспечения экологической безопасности. Планируемые мероприятия в сфере экологии носят исключительно общий характер».

В самом деле, согласно Стратегии, в цветной металлургии планируется расширить масштабы использования более экологически чистых гидрометаллургических процессов, обеспечивающих помимо снижения выбросов вредных веществ вовлечение в производство низкокачественных промышленных продуктов и повышение комплексности использования сырья. Но что именно и как скоро должно измениться, в документе, увы, не сказано.

А сказано лишь, что улучшение экологических характеристик действующих производств планируется осуществлять за счет целого ряда факторов. В частности, за счет внедрения экологически безопасных технологий в основном и попутных производствах, снижения объема отходов и удельных выбросов вредных веществ в воздушный и водный бассейны, совершенствования стационарных пылеулавливающих установок и водоочистных сооружений. Для достижения этих целей будут использоваться новые технико-технологические средства и материалы, будут создаваться новые экономически приемлемые технологии, автоматизированные системы контроля за состоянием окружающей среды, снижения выбросов парниковых газов в основном и попутных производствах.

Цели амбициозные, вектор задан правильный, но конкретики маловато. Хотя за ней нужно обращаться не в Минпромторг России, а к законодателям.

По букве закона

В основе существующей на сегодняшний день в России законодательной базы в области экологической безопасности металлургического производства лежит закон «Об охране окружающей среды». В нем сформулированы общие требования, обязывающие предприятия принимать необходимые меры по соблюдению технологических режимов и проведению мероприятий по охране окружающей среды. Кроме того, действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 – 03) предписано создание вокруг предприятий санитарно-защитных зон. Размер таких зон зависит от класса предприятия, который определяется исходя из оценки потенциальной опасности его производственной деятельности для здоровья человека.

Но важнейшим документом в области природоохранной деятельности металлургических предприятий в РФ, по словам юриста Марины Краснобаевой, является экологический стандарт ГОСТ Р ИСО 14001, разработанный на базе международной системы стандартов ISO 14000. Этим стандартом, кстати, руководствуются страны Европейского союза, Япония, США и многие другие.

«Особенностью этой системы стандартов является ее ориентирование не на конкретные технологии или количественно-качественные по­­­ка­затели (объем выбросов, концентрации веществ и т. п.), а на систему экологического менеджмента (СЭМ) (или СУОС – система управления охраной окружающей среды – в редакции ГОСТ Р ИСО 14001), – разъясняет эксперт. – А система стандартов ISO 14000 предусматривает создание производств, которым должны быть присущи: безотходность, экологически благоприятные технологии и высокая культура персонала». Для отечественных металлургических предприятий такая сертификация является непременным условием маркетинга продукции на международных рынках, поскольку Европа объявила о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании.

Сертификация всея Руси

Многие отечественные металлургические предприятия к настоящему времени уже получили сертификаты экологической безопасности производства. Первой российской металлургической компанией, сертифицированной по ISO 14001, стала в 2001 году «Северсталь». Вручение сертификата – итог многолетней экологической политики компании, начало формирования которой относится к концу 1980-х годов, когда была принята первая и на тот момент единственная в металлургической отрасли долгосрочная программа по охране окружающей среды. Она была одобрена отраслевыми научно-ис­следовательскими ин­сти­ту­тами. Основной постулат программы, которая по мере развития предприятия наполнялась новыми целями и задачами, остался неизменным – постоянное снижение нагрузок на окружающую среду в процессе производства.

А дальше – пошло-поехало. В 2003 году «Алкоа СМЗ» сертифицировало свою систему экологического менеджмента на соответствие международному стандарту ISO 14001, взяв на себя обязательства постоянно стремиться к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Инспекционные аудиты предприятия проводил Британский институт стандартов (BSI). С 2004 года сертифицирована и успешно функционирует система экологического менеджмента, удовлетворяющая требованиям международного стандарта ISO 14001, и в «ММК». В том же году к экологической сертификации подключились трубники: одним из первых это сделал Челябинский трубопрокатный завод (входит в «Группу ЧТПЗ»). Позднее аналогичные сертификаты получили ТМК и ОМК.

В 2005 году сертификацию проходит Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК, входит в Evraz Group). В компании заявляют, что внедренная система управления природоохранной деятельностью обеспечивает снижение выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы и предотвращение загрязнения почв. В частности, только перевод сталеплавильного производства на прогрессивную технологию непрерывной разливки стали позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу на 5,3 тыс. тонн в год. Позднее кроме ЗСМК соответствующую сертификацию получили и другие предприятия Evraz Group: НТМК, горно-обогатительный комбинат «Евраз Суха Балка» на Украине, «Евраз Витковице Стил» в Чехии и даже «Евраз Хайвелд» в Южной Африке.

В 2005 году получила первый сертификат соответствия стандартам ISO ГМК «Норильский никель», и с тех пор компания ежегодно подтверждает свой статус. По словам представителей ГМК «Норильский никель», создание такой системы качества является ответом на требования рынка и всех заинтересованных сторон (потребителей продукции, акционеров, государства, общества и самих работников компании).

В 2006 году Челябинский цинковый завод (сейчас находится в управлении «УГМК-Холдинга», а тогда был под управлением «Группы ЧТПЗ») подтвердил соответствие требованиям стандартов экологического менеджмента ISO 14001. Кстати, сам «УГМК-Холдинг» планирует поэтапное внедрение международного стандарта экологического менеджмента ISO 14001 на всех предприятиях компании.

И пока все новые предприятия только впервые внедряют на своих предприятиях систему экологического менеджмента, «пионеры» этого движения в России уже проходят ресертификацию. Так, в июле 2010 года в «Северстали» был проведен ресертификационный аудит аудиторами фирмы «Бюро Веритас Сертификейшн Русь». В ходе аудита было продемонстрировано выполнение обязательств по поддержанию и улучшению системы экологического менеджмента для повышения общей результативности, система была признана соответствующей требованиям ISO 14001:2004. В результате система экологического менеджмента «Северсталь» была ре-сертифицирована, и компании выдан сертификат ее соответствия международному стандарту ISO 14001:2004.

Вице-президент УК ММК Владимир Руга информирует: «В сентябре 2011 года независимым международным органом по сертификации TUV NORD (Германия) был проведен очередной наблюдательный аудит системы экологического менеджмента «ММК». По результатам аудита сертифицирующим органом сделано заключение: система экологического менеджмента комбината полностью соответствует требованиям международного стандарта ISO 14001:2004».

От бумаг к делу

Несмотря на, казалось бы, радужную картину всеобщей экологизации, реки все еще мутнеют, воздух пока не получил райской прозрачности, а популяции представителей флоры и фауны сокращаются. В чем же дело?

«Стандарты ИСО являются в России добровольными для юридических лиц и других субъектов, они обеспечивают систему определения воздействия предприятия на окружающую среду и выполнения норм действующего законодательства эксплуатирующими организациями, – объясняет Марина Краснобаева. – Стандарт ГОСТ Р ИСО 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные требования и информацию о значимых экологических аспектах».

Сам этот стандарт основывается на методологии, известной как методология PDCA («Plan – Do – Check – Act» или «Планирование – Выполнение – Контроль – Действие»). То есть само по себе даже наличие на предприятии системы экологического менеджмента вовсе не гарантирует, что предприятие перестало наносить вред окружающей среде. Просто оно разработало и утвердило комплекс мер, которые в будущем должны привести к минимизации негативных последствий от производственной деятельности. Предприятия, даже добровольно получившие сертификаты ISO 14001, объективно «чистыми» считаться не могут. Получение сертификатов необходимо для экспорта металла за рубеж и, по сути, не является гарантией экологической безопасности предприятия.

К сожалению, пока это не все понимают. Например, во многих региональных программах про экологические стандарты речь идет преимущественно в общем виде. Так, согласно Стратегии развития Уральского федерального округа до 2020 года, «в металлургии Уральского округа приоритетна реконструкция уже существующих предприятий, часть из которых имеет высокую степень износа мощностей и в то же время призвана способствовать диверсификации и расширению производства. Современные проекты модернизации металлургических предприятий связаны с понятием «белая металлургия», которое отражает высочайший уровень металлургического производства, основанного на высоком качестве продукции, экологической безопасности, использовании инновационных технологий и принципиально иной квалификации сотрудников».Выходит, что в связи с крайней неопределенностью этого понятия, «белой металлургией» в настоящее время может именоваться все, что угодно. А хотелось бы, чтобы этот термин был своего рода стандартом экологического качества, которым наделялось бы предприятие, реально сократившее в разы вред, вольно или невольно наносимый окружающей среде. А вот уже «белая металлургия» в этом ракурсе нашей стране была бы очень кстати.