Вечер 22 декабря, дня зимнего солнцестояния, ознаменовался концертом звезд авангардного рока. Первой на сцену культурного центра «ДОМ» вышла «городская шаманка» Вера Сажина. Ее песни-заговоры, бесспорно берущие начало в фольклоре, необычная, сказочно-пугающая манера импровизировать обусловили и аккомпанирующий состав. С Сажиной работают как «народники», так и «авангардисты». Почти все из них имеют за плечами «мистический опыт». В сугубо музыкальном смысле, конечно.
Первым в череде аккомпанирующих спецгостей стал легендарный саксофонист Сергей Летов. Буйство света и нарядов, смена инструментов (саксофон меняется на флейту, баян — на гармонь и балалайку) придают музыке насыщенность и силу, в какие-то моменты вокал Сажиной по диапазону и напору полностью сливался с саксофоном Летова.
Сергея на сцене сменил известный художник, перформансист, колдун и музыкант Герман Виноградов. Его музыка — шумы и грозные вокальные гулы под балалайку, которая в его руках звенела и вовсе в индустриальном ключе. К восторгу уважаемой публики Герман и Вера выдали долгожданную пьесу «Инопланетяне».
Подытожил сажинский сет Юрий Балашов, художник, лауреат премии Grammy за оформление последнего альбома Фрэнка Заппы Civilization 3 и конструктор уникальных музыкальных инструментов. Балашов играл на необычном устройстве — «звукосуке», здоровенной коряге c закрепленными на ней струнами. Весь сет Сажиной в этот вечер составили композиции с ее альбома «Подземные воды». С Балашовым же она исполнила единственную новую композицию «Греческая певица».
— В русском народе зимний солнцеворот известен под названием «Карачун», и наполнять этот самый короткий день музыкой — древняя мистическая традиция, — сообщил корреспонденту «Известий» лидер группы «Ривущие струны», организатор праздника Владимир Терех и немедленно вывел на сцену свой коллектив.
Обычно репертуар «Ривущих струн» составляют песни собственного сочинения, однако в ДОМе они впервые представили программу кавер-версий хитов отечественных рок-звезд. В каждой песне намеренно путались, «забывались» слова, менялись мелодии. На выходе это превращалось в агрессивный, но узнаваемый парафраз на заданную тему.
«Битва с дураками» «Машины времени» перетекла в «Привет» группы «Центр», потом понеслись вариации на композиции Майка Науменко, «Среднерусской возвышенности», ДК и «Аквариума».
В группе вместе с Терехом и барабанщиком Рафкатом Бадретдиновым играет один из знаменитых гитаристов — Алексей Бортничук, экс-участник «Звуков Му», сводный брат Петра Мамонова, или Алексей Борисов — лидер легендарного «Ночного проспекта». В этот раз на сцену неожиданно вышли оба Алексея, и остервенелый психоделический хард-нойз «Струн» зазвучал мощно и спаянно.
Завершала гуляния группа «Театр Яда». Поначалу показалось, что в жесткой готической музыке, сюрреалистических текстах и резко переходящей от полушепота к крику манере вокалиста Яна Никитина яда больше, чем театра. Но сет постепенно становился захватывающим и парадоксально ритмичным, Сажина, Виноградов и Бортничук затеяли бодрые танцы, к которым охотно присоединились и зрители.