Армия отказалась от мотоциклов

Попытки возродить мототехнику в войсках не увенчалась успехом
Денис Тельманов
фото: РИА НОВОСТИ/Григорий Василенко

Минобороны окончательно отказалось от закупки мотоциклов, на которых планировалось возить пехоту, разведчиков и десантников. Два года назад обсуждалась закупка для армии специально разработанных мотоциклов с люлькой, пулеметами и противотанковыми ракетами. Однако из-за экономии военным так и не удалось договориться с заводом-изготовителем о поставке опытной партии. В результате применения двухколесным машинам в армии не нашлось, и закупку мотоциклов вычеркнули из Гособоронзаказа.

Как рассказал «Известиям» директор Ирбитского мотоциклетного завода Владимир Курмачев, Минобороны хотело получить для опытной эксплуатации 10–20 мотоциклов. При этом завод должен был изготовить мотоциклы, самостоятельно доставить их в гарнизоны, а деньги за них Минобороны собиралось выплатить заводу только после окончания испытаний.

— Нам такие условия не подошли. Мы не можем расходы на одних заказчиков закладывать в цену машин для других заказчиков, это неправильно, — пояснил Курмачев.

По его словам, последняя партия из 100 мотоциклов была закуплена в Минобороны еще для пограничных войск, которые тогда относились не к ФСБ, как сейчас, а к военному ведомству. Причем тогда завод ждал деньги за поставленные машины около двух лет.

Кроме того, военные предъявляют к мотоциклам те требования, которые мотоциклетный завод просто не можем выполнить — например, им нужно, чтобы в комплект к мотоциклу завод включил шлем водителя, оборудованный радиосвязью.

В Минобороны «Известиям» пояснили, что ниша для мотоциклов в армии так и не была сформирована.

— В советское время мотоциклы закупали для комендантской службы, чтобы развозить регулировщиков для сопровождения танковых колонн. Сейчас это делается на легких машинах. Чтобы найти задачи, в которых мотоциклы нашли бы применение, нужно их сначала поставить на опытную эксплуатацию. Но завод отказался нам предоставлять опытную партию, поэтому этот тип техники остается без применения, — рассказал представитель военного ведомства.

Он добавил, что для разведки мотоциклы слишком громкие, а для ВДВ больше подходят квадрициклы — их захватили в Грузии в 2008 году и теперь используют на учениях. Хотя пока решений о закупке легких четырехколесных машинок для ВДВ тоже не принято.

Для Минобороны Ирбитский завод предлагал модернизированную версию «Урала» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP с турелями для пулеметов ПКМБ , противотанковыми ракетами «Конкурс-М» и саперными лопатками.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков считает, что мотоциклы в современной армии востребованы уже не будут.

— В мотоцикле личный состав не защищен ни от стрелкового оружия, ни от фугасов. И как средство передвижения он не особо удобен, — пояснил Сивков.

По его словам, единственная сфера, где мотоцикл был бы востребован, — это разведка. Но для этого мотоцикл слишком шумный и заметный.