Президент Украины Виктор Янукович провел в Киеве пресс-конференцию, подытоживающую 2011 год. По его словам, он выступает за освобождение Юлии Тимошенко, но здесь непреодолимым препятствием являются депутаты Верховной рады, которые отказываются изменить уголовный кодекс. Еще украинский президент неодобрительно отозвался о «Северном потоке» и ответил на вопрос «Известий».
— На какие уступки готова пойти Украина для получения скидки на газ и создания консорциума? Повысятся ли тарифы на коммунальные услуги для населения, если цена не будет снижена?
— Этот вопрос — один из центральных для развития нашей страны и экономики. Наследство, которое мы получили в 2010 году, было очень тяжелым.
Я хочу, чтобы меня услышали все украинцы: каждый месяц мы платим почти $1 млрд за газ, и постоянно возникает вопрос, где взять эти деньги. Около $500 млн перечисляют потребители. Еще половину нужно ежемесячно находить: изымать из финансовой системы Украины или брать кредиты, которые ложатся на наш национальный долг. Два года подряд мы живем в таком состоянии. Представьте, как важен для нас этот вопрос.
Наши товаропроизводители платят за газ больше, чем их конкуренты во всем мире. Разница с европейскими странами в среднем $100 за тысячу кубометров, а с Россией и Белоруссией достигает $300. Как можно в таких условиях конкурировать?
Но мы не будем перекладывать этот груз на украинских потребителей. Дальше повышать тарифы просто некуда. Мы не станем увеличивать цену газа на 50%, как того требовал МВФ.
Украина пытается договориться с Россией и Евросоюзом. Мы своевременно платим за поставленный российский газ и прокачиваем его в Европу. Украина не создает проблем. Что же происходит в Европе?
В 2005 году было принято решение о строительстве «Северного потока», в то время как Россия начала конфликтовать с Украиной. Появилась угроза нестабильной работы украинской газотранспортной системы.
Первая очередь «Северного потока» уже построена. Это значит, что мы теряем объемы прокачки газа. Начал строиться «Южный поток». В Сербии уже сдан в эксплуатацию первый объект — газовые хранилища. Исходя из этого, украинская газотранспортная система будет девальвироваться в экономическом и политическом плане. Сегодня мы тратим порядка 7 млрд кубометров в год технологического газа на прокачку природного. Но по какой цене мы его покупаем?
Годы идут, наша труба стареет — ее нужно ремонтировать. Модернизация нашей ГТС стоит около $5–7 млрд. Украина не имеет возможности самостоятельно профинансировать ремонт. Мы приняли решение вернуться к переговорам 2003 года и создать газотранспортный консорциум. Украина пошла на это ради модернизации и технической устойчивости нашей трубы. Было много планов: замена газокомпрессорных станций на электрические для увеличения пропускной способности и мощности, строительство дополнительных газопроводов и пр. Все это положено в основу концепции переговоров с Россией и Европой.
Сегодня Европа игнорирует обязательства Энергетического сообщества, членом которого Украина стала в этом году. Строятся «Северный» и «Южный» потоки, а мы продолжаем платить запредельную цену за газ и уничтожать собственную экономику.
Я еще раз хочу сказать, что переговоры, которые мы ведем с Россией в течение последних двух лет, вошли в активную фазу в начале сентября. В минувший вторник мы продолжили обсуждать этот вопрос на уровне президентов и премьеров двух стран. Мы проделали огромную работу. Украина требует снижения цены газа до $250 за тысячу кубометров.
Не исключено, что вскоре Европа может отказаться от использования АЭС. Следовательно, увеличатся объемы потребления голубого топлива. Поэтому мы ведем переговоры о сохранении объемов прокачки газа и в перспективе — об их увеличении.
В среду министр топлива и энергетики Юрий Бойко и министр юстиции Александр Лавринович вместе с группой технических экспертов остались в России и продолжили переговоры. Будем верить в то, что все закончится компромиссным решением и каждая из сторон пойдет на уступки.