Вокзалы поправят 200 млрд рублей

Из них две трети должны составить частные инвестиции
Анастасия Герасимова
Курский вокзал. Фото: РИА НОВОСТИ/Григорий Сысоев

Для реконструкции находящихся в ведении «Российских железных дорог» (РЖД) более 340 вокзалов нужно не менее 200 млрд рублей, выяснили «Известия». До конца этого года Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ, филиал РЖД) собиралась подготовить проекты реконструкции 87 вокзалов по всей стране и провести конкурсы по привлечению инвесторов. Но до конкурсов дело так и не дошло. Идея буксует, и главным образом из-за того, что решения о схеме привлечения частных инвесторов все еще нет, говорят в РЖД.

На реконструкцию одного вокзала с созданием на его месте мультимодального транспортно-пересадочного узла требуется до 1 млрд рублей. Всего же может понадобиться не менее 200 млрд рублей, считает представитель ДЖВ. Примерно 70% средств филиал РЖД предполагал привлечь за счет частных инвестиций, остальные — из собственных средств.

Большинство находящихся на балансе РЖД вокзалов являются частью железнодорожной инфраструктуры. Это значит, что частники могут вкладываться в создание коммерческих проектов на уже существующих вокзалах лишь на условиях долгосрочной аренды. Это многих отпугивает, так как может снижать сроки возврата инвестиций и увеличивать риски — особенно в регионах. В РЖД пытаются изменить ситуацию, создав для частников более комфортные условия. Монополия заинтересована в том, чтобы предоставить им возможность вступить в право собственности на объекты, которые могут быть созданы в результате расширения вокзалов, поясняет представитель дирекции вокзалов Дмитрий Писаренко.

Нюанс ситуации состоит в том, что среди находящихся в ведении ДЖВ 348 вокзалов каждый пятый построен около 100 лет назад. Большинство из них имеют статус памятников архитектуры и должны оставаться в госсобственности. Однако большинство вокзалов давно не отвечает требованиям времени и нуждается в серьезной реконструкции и модернизации. Создание мультимодальных транспортно-пересадочных узлов, объединяющих несколько видов транспорта, потребует строительства новых площадей.

Как именно должна выглядеть правовая основа для привлечения частников, в РЖД, похоже, еще не решили. РЖД не планирует приватизировать действующие вокзалы даже частично. Но на прошлой неделе один из топ-менеджеров РЖД сообщил «Известиям», что у монополии есть идея вывести из оборота ряд объектов, в первую очередь вокзалов. Однако идея эта достаточно сырая, признал он.

Так или иначе, для реализации инициативы железнодорожников необходимо решение правительства. В сентябре монополия обратилась в аппарат правительства с просьбой снять ограничения для частных инвесторов на участие в реконструкции железнодорожных вокзалов. Реакция аппарата правительства пока неизвестна, говорят в ДЖВ. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков пояснил «Известиям», что предложение РЖД отправлено в профильные ведомства для получения экспертной оценки.

Помимо отсутствия законодательной поддержки для сторонних инвесторов есть и немало других рисков. Например, совершенно непрозрачная финансовая отчетность вокзального бизнеса. И если правительство не пойдет навстречу РЖД, у монополии будут сложности с привлечением инвестиций, полагает глава агентства Infranews Алексей Безбородов.

Вообще же опыт привлечения крупных застройщиков для вокзалов у РЖД уже есть, хотя он зачастую негативный. Публичные препирательства между бывшим главой Mirax Group Сергеем Полонским и главой РЖД Владимиром Якуниным закончились лишь около месяца назад. В частности, Полонский утверждал, что его компания участвовала в реконструкции Курского вокзала и помогла увеличить прибыль от управления вокзалом на 320%, но РЖД в нарушение договоренности не передала вокзал Mirax в доверительное управление. Якунин не отрицал сотрудничества с Полонским в обновлении вокзала, но при этом отвергал обвинения в нарушении договоренностей.