Оперное и личное счастье Анны Нетребко

Примадонна вновь везет в Москву своего избранника Эрвина Шротта
Ярослав Тимофеев
Анна Нетребко и Эрвин Шротт, фото: РИА НОВОСТИ/Вадим Жернов

Концерт, который закончится за 74 часа до боя курантов, угрожает потеснить конкурентов в рейтинге главных музыкальных событий уходящего года. Самая роскошная пара нынешнего оперного олимпа — одновременно и изысканное наслаждение для ценителей, и «Санта-Барбара» для чувствительных рублевских модниц.

На самом деле свадьба кубанской казачки и уругвайца была экзотикой лишь для глянцевых журналов. Классическая музыка — одна из самых конвертируемых профессий, и никакие образовательные стандарты, политические режимы, языковые барьеры не в силах препятствовать международным карьерам музыкантов, родившихся в самых потаенных уголках Земли.

Ее коронная партия — Донна Анна, тезка из оперы Моцарта. Его визитная карточка — Дон Жуан из той же оперы. Словно по расчету гениального пиар-менеджера, они впервые увидели друг друга на репетиции «Дон Жуана» в Лондоне восемь лет назад.

В 2007-м состоялась помолвка, в 2008-м Анна родила любимому сына, в 2009-м они поженились. С завидной регулярностью в красочную биографию вписывались новые главы, отдававшиеся мощным эхо почти во всех СМИ планеты — и неравнодушных, и безразличных к опере.

Анна Юрьевна вообще не из тех певиц, что любят быть самодостаточными и одинокими на сцене и в жизни. Она не испытывает слабости к сольным концертам, зато определенно испытывает — к харизматичным мужчинам-музыкантам. Лет десять назад имя Нетребко почти никогда не произносилось без имени Валерия Гергиева, ее наставника и крестного отца в музыке. Она — на сцене, он — в оркестровой яме: для многих этот творческий союз формировал тогда реноме Мариинского театра.

Затем Нетребко отправилась в свободное плавание — покорять топовые лейблы и влюблять в себя западную публику. Вскоре к ее имени вновь приклеилась «вторая половина» — страстный мексиканский тенор Роландо Вильясон. Аффектированный дуэт завораживал тоскующих по любви пожилых европейцев, хотя сами артисты неустанно повторяли, что их любовные признания не распространяются за пределы сцены. Тем не менее, поцелуй на московском концерте 2006 года был выполнен столь профессионально, что сидевший в партере священник встал и осенил «молодоженов» крестным знамением.

С третьей попытки Нетребко наконец обрела свой идеал. Эрвин Шротт — истинный латиноамериканский мачо (как и его предшественник Вильясон; да и Гергиев — чем не мачо?) и обладатель бархатного баса-баритона. Любая оперная певица уверена, что теноров нужно любить в молодости, а строить семью имеет смысл лишь с обладателем низкого голоса.

Пик женского счастья Анны Нетребко совпал с кульминацией ее невероятно успешной карьеры. Несколько лет назад ценители оперы как-то сразу решились назвать ее «певицей № 1 в мире». Однако муж, вовсе не желающий быть принцем-консортом, в последнее время выходит из тени озаренной софитами супруги. Мужская эмансипация идет на пользу обоим: теперь поклонники поражаются гармоничности их «союза равных».

В Доме музыки молодожены представят эклектичную программу, в которой есть место и «белой» моцартовской классике, и пестрой оперетте, и темнокожему шедевру Гершвина. Национальный филармонический оркестр России уже знает эту подборку благодаря недавнему аналогичному концерту в Испании.

Владимир Спиваков рассказал «Известиям», что Нетребко и Шротт — его друзья, и находясь с ними на сцене, он неизменно испытывает радость. Спиваков также заверил, что «узнал Шротта раньше, чем Анна» — Владимир Теодорович руководил постановкой беллиниевских «Пуритан» в Генуе, когда звезда Эрвина только всходила.

28 декабря продюсеры из «Русского концертного агентства» будут предвкушать миллионную прибыль, а всех остальных ждет истинно романтический вечер. Что еще, как не дуэт Нетребко и Шротта, может убедить одиноких москвичек и разругавшихся с женами москвичей, что самая невозможная оперная идиллия иногда перетекает в реальность.

Анна Нетребко и Эрвин Шротт

Национальный филармонический оркестр России

Дирижер — Владимир Спиваков

28 декабря, 19.00, Московский международный дом музыки