Иракцы принялись за старое

Едва дождавшись вывода американских войск из страны, шииты и сунниты в Багдаде возобновили конфликт — сразу на уровне правительства
Константин Назаренко
Триумфальная арка «Мечи Кадиссии» в Багдаде. Фото: REUTERS

Не успели американские войска покинуть Ирак, как там обострилось противостояние шиитов и суннитов. Жертвой стал не кто-нибудь, а вице-президент Ирака Тарик аль-Хашими, исповедующий суннизм. Его обвинили в террористической деятельности. Похоже, что разногласия между двумя направлениями ислама, обострившиеся в стране после свержения Саддама Хуссейна, сейчас станут еще острее.

— Арест аль-Хашими можно назвать началом охоты на ведьм, — считает глава Санкт-Петербургского Центра изучения Ближнего Востока Гумер Исаев. — А тот факт, что начали сразу со столь значительной фигуры, обещает рост эскалации конфликта между конфессиями.

Тревожным симптомом данный арест считает и эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

— Сунниты ответят на это, — считает эксперт. Их противники тоже не останутся в долгу. Муктадр ас-Садр, лидер радикальных шиитов, не раз говорил, что война не прекращена, они просто ждут, пока уйдут американские войска.

Действительно ли вице-президент имеет отношение к терроризму — вопрос открытый. Иракское телевидение показало неких людей, назвавшихся телохранителями аль-Хашими. Эти люди заявили, что за каждый теракт против властных структур (напомним, у власти сейчас находятся преимущественно шииты) получали от второго лица в государстве по $3 тыс. Соответствует ли это действительности, не столь уж и важно, вице-президент — вполне подходящая фигура для порки во устрашение суннитов.

— Аль-Хашими — один из лидеров суннитской общины Ирака, человек, чей поход во власть американцы приветствовали, надеясь, что ему удастся снизить градус противостояния, — рассказывает Сергей Демиденко.

Шииты все последние столетия, начиная от правления Османов в 1534 году и до свержения Саддама Хуссейна, составляли в стране угнетенное большинство (в Ираке примерно 60% шиитов и 37% суннитов). Естественно, после его ухода шииты попытались взять реванш. Это вылилось, по-сути, в террор, а затем и в гражданскую войну. Ключевым моментом стал взрыв шиитской святыни, мечети Аль-Аскари в Самарре в феврале 2006 года. Американцы пытались сгладить ситуацию, делая ставку на умеренных шиитов. Однако окончательного мира это не принесло, поскольку единственное, в чем оказались солидарны обе конфессии, так это в том, что иностранные войска на территории страны им ни к чему.

Но будущее Ирака шииты и сунниты видят по-разному. Точнее, каждое течение рассчитывает получить власть.

— Главный спор из-за того, кто будет распоряжаться нефтью, — объясняет Сергей Демиденко. — И те и другие хотят контролировать доходы от ее продажи. Тем более что сунниты за прошедшие столетия привыкли к власти и доходам, а если сейчас шииты и курды отберут у них нефть, то они останутся ни с чем.

Как разрешить конфликт, сегодня не знает никто, несмотря на обилие прогнозов, — слишком уж много факторов влияют на ситуацию в стране.

— Как поделят нефть, каким образом будут решены территориальные споры между различными группами населения — эти и другие условия очень сильно сказываются на обстановке в стране, — пояснил эксперт турецкого Центра стратегических исследований Ближнего Востока Серхат Эркмен.