«Кольскую» потянули на дно

Следователи подозревают, что владельцы платформы не имели разрешения на буксировку и, зная о шторме, отправили ее с экипажем на борту в море
Герман Петелин, Ирина Тумакова,
Платформа «Кольская» до аварии. Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Ещенко

Владельцы буровой платформы «Кольская», которая перевернулась и затонула в Охотском море, еще за сутки до ее транспортировки знали о штормовом предупреждении, но не стали откладывать операцию. Кроме того, как выяснили «Известия», «Кольскую» могли отправить в шторм без разрешения государственных контролирующих служб.

Главным подозреваемым по делу о крушении «Кольской» пока является руководство компании-владельца — «Арктикморнефтегазразведка». Но представители компании утверждают, что платформу буксировали по всем правилам.

— Был разработан проект буксировки, план перегона, инструкции для капитанов. Все эти проекты, планы и инструкции были разработаны, одобрены и согласованы с филиалом Морского регистра в Мурманске, — утверждает замначальника службы по эксплуатации флота и безопасности мореплавания «Арктикморнефтегазразведки» Борис Лихван.

Директор мурманского филиала Морского регистра Владимир Николаев, который должен был утверждать буксировку, впервые об этом слышит.

— Буксировку «Кольской» от западного побережья Камчатки в бухту Зырянская острова Сахалин компания «Арктикморнефтегазразведка» с нами не согласовывала, — заявил «Известиям» Николаев.

Формально «Арктикморнефтегазразведка» могла обратиться за согласованием в Северо-Восточный филиал Морского регистра, но, как заявил «Известиям» глава этого ведомства Владимир Краснов, таких заявок они также не рассматривали.

Разрешение не может найти и комиссия Минтранса, которая расследует причины трагедии.

— Пока мы сомневаемся в самом факте существования согласования, а без него любая транспортировка нефтегазодобывающих платформ категорически запрещена, — объясняет «Известиям» глава Управления Морского надзора Петр Ермолаев.

Следователи полагают, что без разрешения на буксировку «Кольской» с экипажем и персоналом из 67 человек владелец фактически отправил их на верную гибель. Кроме того, судовладелец знал об ухудшившихся погодных условиях в Охотском море, за сутки до начала операции — 16 декабря — региональная метеослужба объявила штормовое предупреждение.

— Сейчас ответственность решили переложить на отца, — убеждена Наталья, дочь старшего бункеровщика Михаила Терсина. — Руководство компании везде говорит, что он был ответственным за буксировку.

Однако, по словам Натальи, ее отец был назначен ответственным задним числом.

— Только когда был подан сигнал SOS, координатором на месте действий был назначен Терсин, — говорит девушка. — Кто и как мог его назначить, если связи между конторой и платформой уже практически не было?! Такое ощущение, что это сделали нарочно! А ведь они с капитаном Козловым старались не допустить буксировку, потому что она в Охотском море запрещена зимой до конца февраля!

Несмотря на это, в ночь на 17 декабря ледокол «Магадан» и вспомогательное судно «Нефтегаз-55» взяли «Кольскую» на буксир и повели ее на Сахалин. В ночь на 18 декабря, попав в сильный шторм, платформа перевернулась и затонула. Живыми удалось спасти только 14 человек. Еще 14 человек достали из воды погибшими, остальных — ищут до сих пор.

Эксперты считают, что владельцы «Кольской» должны были исходить из оценок максимальной опасности.

— «Кольская» — это «Булгария» номер два: допущены все возможные нарушения, — говорит председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. — Если тенденция была к ухудшению погоды — надо брать худший прогноз.

— Даже прогнозы на сутки-двое в Охотском море, как правило, не оправдываются, — объясняет «Известиям» председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства Вячеслав Зиланов. — Там действует святое правило: считать себя ближе к опасности, то есть всегда рассчитывать на худшее.

У следователей также есть множество вопросов к капитанам «Магадана» и «Нефтегаза-55». Не исключено, что в ближайшее время они станут новыми фигурантами дела о крушении «Кольской». Против них может быть возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц».

— С момента обрыва буксировочного троса от «Кольской» к «Магадану», подачи сигнала SOS и до полного затопления платформы прошло более трех часов, однако, непонятно, что все это время делали капитаны, — рассказывает «Известиям» источник в Следственном комитете. — По всем правилам они должны были попытаться восстановить буксировку и тем более забрать людей с «Кольской» на свой борт. Все 67 человек находились на платформе до момента затопления.

Председатель Нефтегазстройпрофсоюза России по Мурманской области Ростислав Загородний считает, что восстановить буксировку в шторм было трудно.

— В плохую погоду буксировка постоянно обрывается, но в данном случае платформу еще развернуло волной, иллюминаторы были выбиты и вода стала поступать внутрь платформы, — объясняет «Известиям» Загородний.

Кроме того, «Нефтегаз-55» не был приспособлен для переходов на большие расстояния, поэтому обычно платформы типа «Кольской» тянут сразу три буксира. Пока непонятно, мог ли проводить подобные операции ледокол «Магадан».