Путин поработал кувалдой

Дан старт строительству железной дороги Кызыл–Курагино. Власти Тувы теперь хотят получить федеральную трассу на баланс региона
Александра Баязитова,
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев

Кызыл к встрече премьер-министра начал готовится заранее, под визит выделили специальную площадь. На площадь ведут громадные ворота в этническом стиле, а с противоположной стороны организаторы сделали насыпь из щебня, на которую положили несколько метров железнодорожного полотна. Для костыля, который должен был лично забить премьер, оставили три отверстия — на выбор. Конечно, в проекте шпалы железной дороги должны быть железобетонными, но для премьера сделали исключение, установив деревянные. Сверху экспозицию украшал громадный плакат «Кызыл–Курагино — дорога развития», к которому вела ковровая дорожка.

На заднем плане устроили выставку мощной автотехники, которая будет использоваться при строительстве дороги, а в центре площади установили юрты-шатры с дровяными печами — во-первых, для национального колорита, а во-вторых, для обогрева делегации.

В центральном шатре соинвестор строительства, гендиректор «Енисейской промышленной компании» (ЕПК) Руслан Байсаров у своего стенда в десятый раз репетировал свою речь перед премьером и очень волновался.

— Ну как же без Путина? — поделился он с «Известиями». — Это наш совместный проект, и премьер должен дать его старт.

Проект строительства железной дороги протяженностью почти в 402 км — очередной пример государственно-частного партнерства. Он обойдется в 135 млрд рублей. Большую часть составят частные инвестиции (85 млрд рублей), оставшиеся — средства Инвестиционного фонда (50 млрд рублей). Дорога необходима, чтобы вывозить угольный концентрат с нового комплекса подземной добычи угля, который должен заработать с 2014 года — в него будет вложено 25 млрд рублей. Ежегодно после запуска проект будет приносить в бюджет не менее 13 млрд рублей и даст около 15 тыс. рабочих мест.

«Наши инженеры смогли сильно оптимизировать проект, — рассказал «Известиям» первый заместитель гендиректора ЕПК Всеволод Левин, — первоначально по проекту длина путей должна была составить 470 км, а они смогли уменьшить их до 402. Поэтому мы планируем окупить проект уже через восемь лет».

«Тува станет одной из самых развитых республик в России», — похвастался Байсаров Путину, презентуя проект.

За четыре удара кувалдой премьер забил в деревянную шпалу символический золотой костыль.

Власти Тувы также рассчитывали уговорить премьера передать федеральную трассу М54 «Енисей» на баланс региона, а взамен отдать республиканскую, которая проходит через множество населенных пунктов, где проживает около 70% населения.

— За федеральную трассу сейчас отвечает федеральный бюджет, так что ее качество в разы лучше, обменяемся — и будет у нас две хорошие дороги, — не скрывали своего интереса чиновники. Кроме того, давно спроектирована Кызылская ТЭС-2, а также крупный спортивный комплекс, но нужны деньги.

— Необходимые бумаги все уже готовы? — спросил Владимир Путин у первого вице-премьера республики Сергея Тена, — да? Тогда представляйте их в правительство.