«Эта льдина воткнулась в нас словно меч»

Олег Старолат, капитан траулера «Спарта», затертого льдами в Антарктиде, рассказал «Известиям» о ходе спасательной операции
Герман Петелин
Капитан траулера «Спарта» Олег Старолат. Источник фото: из личного архива

Четвертый день экипаж траулера «Спарта», зажатого во льдах, борется за судно и собственные жизни. Рыбакам удалось своими силами поставить специальную заплатку и пришвартоваться к льдине, на которую самолет новозеландских ВВС доставит специальное оборудование для заделывания пробоин.

Как рассказали «Известиям» в компании «Антей» — это судовладелец «Спарты», в специальной посылке, которую сбросят с самолета, будет не только оборудование, но и подарок для капитана траулера Олега Старолата. 19 декабря он отмечает свой день рождения — 40 лет, с большой земли ему пришлют коробку конфет. «Известиям» удалось связаться с капитаном корабля по спутниковому телефону и узнать последние новости.

— Олег Павлович, газета «Известия» вас беспокоит, мы хотели бы вас с днем рождения поздравить.

— «Известия»? Какие «Известия»? Очень плохо слышно!

— Газета «Известия» из Москвы!

— Спасибо за поздравление. Хотя сейчас нам, честно говоря, не до праздников. Нужно вначале из этой ситуации выбраться. Вы извините, я только-только проснулся. У нас 08.00 утра. Поэтому не сразу понял, кто звонит.

— А как экипаж?

— С экипажем все в порядке. Все живы-здоровы. Находятся на борту и несут службу согласно распорядку. Ситуация на судне нормальная. У всех рабочее настроение.

— Как вы все-таки получили пробоину?

— Кругом лед. Старались пробиться на чистую воду. Но льдина, на которую напоролись, почти вся была скрыта водой. Надводная часть этого айсберга возвышалась только сантиметров на 20 и была на значительном расстоянии от судна. Но потом раздался такой щелчок. И вода пошла в трюм. Эта льдина словно меч в нас воткнулась, острая такая.

— То есть сразу стало понятно, что произошло столкновение?

— Конечно. К тому же при проходе во льдах в нижних трюмах всегда дежурит член экипажа, который следит за уровнем воды. Поэтому уже через минут 5–10 мы стали ликвидировать последствия аварии.

— Но почему не удалось самим заделать пробоину?

— Пробоина ниже ватерлинии. Очень сильное давление воды. Мы наложили пластырь, но у нас сломалась помпа. Сейчас нам доставили дополнительную помпу. Также мы пришвартовались к льдине, чтобы сохранить устойчивость судна. Двигаться мы не можем, потому что давление воды и лед сорвут пластырь.

— Новозеландцы вам собираются отправить еще один самолет с оборудованием для заделывания пробоины...

— Это хорошо. Мы самостоятельно ее заделать не сможем. Пробоину нужно поднять над водой. А для этого необходимо разгрузить судно. Мы же в Антарктиде работаем в автономном режиме и загружаемся всем необходимым под завязку. У нас сейчас топлива полные баки. Чтобы борт с пробоиной поднялся из воды, мне как минимум нужно слить сто тонн топлива. Тогда бы можно было пробоину заварить, сделать дублировку. А пока пробоина под водой, мы не можем ничего сделать. Тронешь пластырь, вода снова хлынет в трюмы. А если системы перестанут справляться с водой, нам придется покинуть судно. А это тоже очень опасно.

— А с какой скоростью поступает в трюм вода сейчас?

— Сейчас ситуация стабилизировалась. Если раньше нужно было откачивать воду по полчаса на каждые три часа. Сейчас по тридцать минут на каждые шесть часов. И нам сейчас самое главное дождаться судна, которое примет у нас часть топлива.

— А что говорят родственники, вы связывались с ними?

— Конечно, связывались, у нас есть возможность общаться по скайпу. Успокаиваем их. Кроме того, новости о нас сообщают представители компании, с которыми мы связываемся каждые три часа. Они даже, насколько я знаю, специальный сайт в интернете для них создали.

— Волнуются не только родственники ваши, вся страна переживает…

— Спасибо всем, кто нас поддерживает. И еще раз спасибо за поздравления.