Военкоматы провалили собачий призыв

Из-за завышенных требований к животным Российской армии удалось за год взять на службу всего трех собак
Вероника Фомичева
Фото: Денис Медведев

Несмотря на горячее желание военных возродить призыв служебных собак, утраченный после отказа пограничных войск от срочников, эту идею провалили слишком добросовестные сотрудники военкоматов. Еще весной начальник организационно-мобилизационного управления штаба Западного военного округа генерал-майор Евгений Бурдинский обещал, что любой призывник сможет пойти в армию со своей собакой. Но к концу года выяснилось: правил отбора собак для армии нет, а военкоматы предъявляют к животным завышенные требования.

Как рассказали «Известиям» в Центре служебного собаководства Минобороны, в единственном месте, где готовят караульных собак для армии, из 450 призывников-кинологов в 2011 году пошли служить в войска со своими собаками (немецкими овчарками) только трое. Остальных пришлось снабжать казенными животными, которых военным приходится покупать с рук — цена собаки доходит до 15 тыс. рублей, хотя, случается, отдают и бесплатно.

Согласно Уставу караульной службы, основное требование к служебной собаке — умение «почуять» нарушителя за несколько десятков метров и предупредить часового рычанием и лаем. Болонки и чихуахуа на это не способны, поэтому в караульную службу берут только овчарок, ротвейлеров, ризеншнауцеров, терьеров (всего насчитывается девять «служебных» пород).

‪Караульная собака, которую почему-то относят к военной технике, должна уметь «сохранять настороженность» несколько часов, ‪не брать корм с земли и не реагировать на выстрелы.‬ Кроме того, у пса должен быть хороший аппетит (таких собак проще тренировать, поощряя едой) и боевой характер.

По словам представителя Центра служебного собаководства Василия Хмельницкого, военкоматы слишком рьяно занимаются отсеиванием собак, предъявляя к ним повышенные требования.

— Для нас не важно, есть у собаки дипломы или медали, сколько команд она знает. Главное, чтобы она была не младше года, не старше восьми лет и была адекватной — то есть слушалась хозяина и не бросалась на всех подряд. Остальному мы ее научим за три месяца, — отметил Хмельницкий.

Однако в военкоматах отбор собак идет только по документам и территориальному признаку. При этом оценку будущих сторожевых псов проводят весьма поверхностно.

— Если собака знает только две команды — «фас» и «сидеть», то такое животное нельзя допустить до службы. Собака идет служить, а не греться под боком хозяина, — объяснил позицию военкомов Игорь Вавилин, начальник отдела военкомата Черемушкинского района Москвы.

По его словам, чтобы попасть в армию вместе со своей собакой, необходимо заранее известить военкомат, предоставить справку о прививках и характеристику из местного клуба служебного собаководства. Если документы в порядке, призывника с собакой отправляют в центр, расположенный в подмосковном Дмитрове. Там кинологи организуют комиссию, которая проводит испытания и определяет, годится ли собака для службы.

Если годится — призывника распределяют во время призыва служить в воинской части 32516 при этом центре, а через три месяца подготовки он уезжает в боевую часть в качестве «вожатого собаки караульной службы». Если нет, парня направляют в войска на общих основаниях.

При этом если из Москвы, Подмосковья и других регионов Центральной России в этот центр попасть не сложно, то с Урала или Дальнего Востока — целая история, на которую отважатся далеко не все собачники. Поэтому зачастую в кинологи попадают по распределению люди, далекие от собаководства, — электрики, слесари, сантехники, которых самих нужно тренировать не меньше, чем их питомцев.