Евгений Ройзман записался в экстремисты

Уральский борец с наркотиками утверждает, что против него возбудили уголовное дело за высказывания про Сагру
Владимир Баринов, Дмитрий Евстифеев
Фото: РИА НОВОСТИ/Илья Питалев

Глава екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман стал фигурантом уголовного дела об экстремизме. Об этом заявил сам Ройзман. По его мнению, так следствие трактовало его жесткие высказывания по событиям в уральском поселке Сагра. Однако в региональном ФСБ и Следственном комитете официально заявили, что никаких претензий к Ройзману не имеют.

По словам Ройзмана, оперативная проверка ФСБ против него началась еще в августе 2011 года.

— С тех пор меня никто и никуда не вызывал, ни о чем не спрашивал, ни о чем не уведомлял, — рассказывает «Известиям» Ройзман. — Теперь я узнаю, что ФСБ возбудила против меня уголовное дело по ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»).

Ройзман полагает, что претензии чекистов к нему связаны с его позицией по конфликтной ситуации в свердловском поселке Сагра. Ройзман неоднократно высказывался против цыган и таджиков, которые торгуют на Урале наркотиками.

- Говорил по Сагре жестко, но под каждым словом готов подписаться — за правду не посадят, - заявил "Известиям" Ройзман.

В ФСБ Свердловской области информацию возбуждении против Ройзмана уголовного дела опровергли.

- Ни проверок, ни уголовных дел против Ройзмана у нас нет, - заявил "Известиям" дежурный по областному УФСБ.

В производстве Следственного комитета Свердловской области также нет уголовных дел, в которых упоминается известный борец с наркотиками.

Друг наркоборца, глава «Медиасоюза» Александр Любимов заявил, что во время событий в Сагре Ройзман не говорил ничего криминального, что могло стать поводом для уголовного преследования.

— Сколько себя помню, из Жени всегда пытались сделать радикала, — поясняет «Известиям» Любимов. — Однако если, например, цыгане действительно занимаются торговлей наркотиками, то почему нужно умалчивать об их национальности?

Журналист предположил, что неприятности Ройзмана могут быть связаны с его политической активностью — недавно он заявил о готовности поддержать кандидата на пост президента России Михаила Прохорова. По словам Любимова, как раз в четверг утром они с Ройзманом собирались начать сбор голосов в поддержку олигарха.

По мнению политолога Валерия Хомякова, заявление Ройзмана можно расценивать как самопиар.

— Сложно себе представить такую мгновенную реакцию со стороны властей, — объясняет Хомяков. — К тому же в этом нет смысла: Прохоров соберет необходимые для кандидата 2 млн подписей, а государство не захочет превращать его в очередного национального героя-оппозиционера.

Глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман был одним из первых, кто сообщил в своем блоге о событиях в уральском поселке Сагра, расположенном в 30 км от Екатеринбурга.

Летом этого года жители поселка восстали против своих соседей — приезжей семьи Вячеслава Лебедева (Вячеслав-цыган), которого они подозревали в торговле наркотиками и кражах. Как выяснилось позже, его настоящее имя было Сергей Красноперов и с 1995 года он находился в федеральном розыске за хулиганство и применение насилия в отношении представителя власти.

В ночь на 1 июля в поселке произошло массовое сражение. На помощь Сергею Красноперову из Екатеринбурга на 15 машинах приехало около полсотни кавказцев. Стороны использовали бейсбольные биты, арматуру, травматические пистолеты и ружья. В драке был убит азербайджанец Фаиг Мусаев.

После беспорядков Следственный комитет возбудил уголовные дела по статьям «Убийство», «Угроза убийством», «Хулиганство». Фигурантами уголовных дел о должностных преступлениях также стали руководители Верхнепышминского и Среднеуральского ОВД.

Первоначально следствие трактовало беспорядки как бытовой конфликт между местными и приезжими, однако после визита в Сагру главы СКР РФ Александра Бастрыкина расценило его уже как бандитизм.

Всего по этому уголовному делу установлен 31 фигурант, один из которых убит. 18 обвиняемых находятся под стражей, трое — под подпиской о невыезде, а еще один — Сошников — помещен в психиатрическую лечебницу, а остальные находятся в федеральном розыске. Следствие планирует уже до конца этого года направить дело в суд.