Академическая музыка: CD

16–22 декабря
Светлана Наборщикова
Giovanna Pessi, Susanna K. Wallumrød

Christine Schäfer

Arias

Немецкая певица Кристина Шефер (сопрано) прославилась как исполнительница партии Лулу в одноименной опере Берга. И именно Шефер взял под свою опеку композитор и дирижер Пьер Булез, доверив ей сложнейшие вокальные партии в хрестоматийном «Лунном Пьеро» Шенберга и в последней редакции своей кантаты Pliselonpli. А меломанам, далеким от авангарда, Шефер известна по выступлениям в моцартовских операх, в том числе на Зальцбургском фестивале.

Сольный альбом Кристины — демонстрация ее вокальной всеядности и всесильности: певица будто решила явить весь свой творческий арсенал. Рихард Штраус здесь соседствует с Генделем, Верди и Беллини — с Мессианом. Наиболее органично голос Шефер звучит в репертуаре XX века, поэтому вызывает сожаление, что в альбом не попала вокальная музыка, например, Булеза или Берга.

Sony Classical

Giovanna Pessi, Susanna K. Wallumrød

If Grief Could Wait

Арфистка Джованна Песси вместе с норвежской певицей Сюзанной Валлюмрод (Susanna and the Magical Orchestra) придумали оригинальную концепцию для своего альбома: записали вокальные номера английского композитора XVII века Генри Перселла вкупе с современными балладами авторства Леонарда Коэна, Ника Дрейка и самой Сюзанны Валлюмрод.

Все композиции исполняются на старинных инструментах. Наряду с барочной арфой Джованны Песси это виола да гамба (предшественница виолончели) и никельхарпа (шведский инструмент с 600-летней историей). А вот пение Валлюмрод весьма далеко от аутентичной манеры. В итоге получается любопытный микс старого и нового (нечто подобное мы слышали на недавнем альбоме Стинга IfonaWinter'sNight...). Но что весь диск объединяет, так это сумрачное настроение и северная сдержанность: холодный трагизм Перселла оказался удивительно близок современным бардам по обе стороны океана.

ECM Records

Lisa Smirnova

Georg Friedrich Händel: Die Acht Grossen Suiten

Пианистка Лиза Смирнова начала музыкальное образование в Москве, а закончила — в Зальцбурге и Лондоне. С тех пор ее карьера за рубежом развивается по нарастающей, и сольный альбом на престижном лейбле — тому подтверждение.

На первый взгляд этот опус проходной и ничем особенным не отличающийся: клавирные произведения Генделя играют достаточно часто, и раритетом их запись не назовешь. С другой стороны, двухдисковый альбом включает все восемь лондонских сюит. Причем исполняются они на современном фортепиано — как будто не было нескольких поколений аутентистов, игравших Генделя исключительно на клавесине и других клавишных инструментах того времени. Однако интерпретация Смирновой не кажется старомодной: деликатный и богатый нюансами фортепианный звук лишен чуждого Генделю романтического налета.

ECM Records

Gustav Mahler

Das Lied von der Erde

«Песнь о земле» — великое произведение Густава Малера, придавшего песенному циклу симфонический масштаб, записывали неоднократно. Начиная с первого исполнителя — Бруно Вальтера и заканчивая Пьером Булезом, предложившим спорную, но, безусловно, талантливую интерпретацию шедевра.

Изданная на демократичном лейбле запись австрийского дирижера Ганса Графа вряд ли встанет в ряд лучших исполнений «Песни о земле» — и прежде всего из-за вокалистов. Меццо-сопрано Джейн Хеншел звучит грамотно и довольно точно, но до уровня лучших исполнительниц этой партии — Кэтлин Ферриер и Вальтрауд Майер — не дотягивает. Еще более разочаровывает тенор Грегори Кунде. Верхний регистр у него слишком натужен, а среднему не хватает гибкости и выразительности.

Naxos