Минюст оставил почву под аэропортами

Устанавливающий ставки аренды приказ Минэкономразвития был возвращен без регистрации
Евгений Девятьяров
Фото: ZERKALO/Дмитрий Коробейников

Министерство юстиции поставило барьер на пути Минэкономразвития, которое намеревалось утвердить ставки арендной платы за занимаемую аэродромами землю. Против этого приказа выступала Росавиация. Арендные платежи могут вырасти, и это вступает в противоречие с государственной политикой, направленной на поддержку и развитие аэропортов, возражали там.

По результатам правовой экспертизы было принято решение вернуть без государственной регистрации приказ Министерства экономического развития «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов», сообщили «Известиям» в Минюсте. Представители министерства не пояснили свое решение.

В Минэкономразвития не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию и то, намерено ли ведомство подготовить новый вариант документа.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина подписала этот приказ 26 октября. Он устанавливал дифференцированные ставки для аэродромов в зависимости от их пассажиропотока. Причем для земельных участков, на которых расположены аэровокзальные комплексы, были введены повышенные размеры ставок.

Несостоявшийся приказ устанавливал для аэропортов, через которые проходит менее 1 млн человек в год, минимальную ставку в размере 5 копеек за 1 кв. м в год. Эта же ставка, по замыслу авторов, должна была действовать и для тех земельных участков, на которых размещены аэровокзалы. Именно в эту категорию попадает большинство российских аэропортов.

Что касается крупных аэропортов с пассажиропотоком до 5 млн человек в год, то для них ставки аренды земли были установлены, соответственно, в размере 10 копеек и 2,1 рубля за 1 кв. м в год. Наконец, для крупнейших аэропортов, где пассажирские перевозки превышают 5 млн человек, ставки были определены на уровне 2,1 рубля и 4,2 рубля за 1 кв. м в год соответственно. К этой группе относятся только аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга.

В Минтрансе сказали, что не будут комментировать приказы, подготовленные другим ведомством.

Из ведомств только Росавиация всегда открыто выражала свое несогласие с данными предложениями, утверждая, что они приведут к росту размеров платежей. Неоднозначность ситуации связана с тем, что данный приказ был разработан во исполнение адресного поручения правительственной комиссии по транспорту и связи — проработать вопрос о снижении ставок налога на землю, занимаемую аэродромами, аэропортами и объектами управления воздушным движением. Известно, что большинство аэропортов находится в тяжелом финансовом положении, а износ их основных производственных фондов достиг уже 80%.

Поэтому Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выступало за установление для крупнейших аэропортов размера ставки в размере 8,8 копейки за 1 кв. м. Для самых маленьких аэропортов, где перевозки не превышают 100 тыс. человек в год, ставка предлагалась на уровне 0,6 копейки за 1 кв. м.

В Саморегулируемой организации авиационного бизнеса (СРО АБ) уже говорили, что предложение Минэкономразвития оставляет гражданскую авиацию в дискриминируемом положении относительно конкурирующих видов транспорта и будет негативно влиять на состояние наземной инфраструктуры гражданской авиации. Так, средняя ставка арендной платы за земельные участки, арендованные «Российскими железными дорогами», составляет 30,7 рубля за 1 га, или 0,3070 копейки за 1 кв. м. При этом земли транспорта составляют 2,3 млн га, из них воздушный — только 0,05 млн га. Общая площадь земельных участков для нужд воздушного транспорта составляет всего 2,2% всех земель транспорта.

Международная ассоциация руководителей авиапредприятий (МАРАП) и СРО АБ намерены обратиться к министру транспорта с предложением сформировать из представителей органов власти, отраслевой науки, авиационной общественности и бизнеса комплексную рабочую группу экспертов для совместной работы над новым вариантом нормативного документа. Действительно, анализ международного опыта в указанной сфере не позволяет сделать однозначного вывода о подходах к установлению арендной платы, признают в Минэкономразвития в тексте пояснительной записки к приказу.

До момента вступления в силу соответствующего приказа размер арендной платы останется на уровне 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка. До 2006 года арендная плата за занимаемые объектами воздушного транспорта земли вообще не взималась.