Ремонт московских улиц останется за частниками

Префектуры не успевают закупить технику для новых госпредприятий по содержанию дорог
Маргарита Верховская
Фото: Глеб Щелкунов

1 января 2012 года должны были начать работу бюджетные учреждения «Автомобильные дороги», отвечающие за уборку и текущий ремонт улиц. Предполагалось, что они возьмут на себя треть окружных дорог и подстрахуют частных подрядчиков в зимние снегопады. В отличие от коммерческих структур, госпредприятия будут убирать улицы без участия в тендерах. Однако, как выяснили «Известия», большинство префектур не успевают к новому году запустить бюджетные учреждения.

Так, в центре столицы ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» приступит к санитарной уборке дорог лишь 16 апреля 2012 года. Как пояснил пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов, причина задержки — в том, что поставки техники только начались.

Северный округ получит предназначенную 191 машину для ГБУ «Автомобильные дороги» лишь к маю 2012 года. И только к июлю предприятие возьмет на себя 30% окружных магистралей.

И только префектура Юго-Восточного округа объявила о том, что новая уборочная техника выйдет на улицы уже с 1 января 2012 года. Как заявил «Известиям» префект Владимир Зотов, ГБУ «Автомобильные дороги ЮВАО» начнет контролировать 20% улиц округа. Пока там будет задействовано 30 единиц техники, но к середине года зона работы существенно расширится.

— Всего на создание новой структуры в округе до конца года выделено 250 млн рублей, — сказал Зотов.

Распоряжение московского правительства о создании в каждом округе бюджетных учреждений по уборке и текущему ремонту улиц было принято еще в середине августа этого года. Предполагалось, что госпредприятия будут сосуществовать на рынке с коммерческими структурами, которые, как и раньше, станут участвовать в тендерах на обслуживание дорог. При этом ГБУ должны будут взять на себя 30% улиц, а в случае экстренных ситуаций — помогать частникам ликвидировать дорожный коллапс. В начале декабря глава департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин заявил, что коммунальные службы города этой зимой обяжут полностью расчистить улицы после серьезного снегопада не за пять суток, как раньше, а за двое.

По его словам, в 2011 году столичные власти закупили дополнительно 2,6 тыс. единиц снегоуборочной техники. Но к новым бюджетным учреждениям она, по всей видимости, пока не попала. Эту задержку пресс-служба департамента ЖКХ оперативно прокомментировать не смогла.

— Сама идея очень позитивная, — пояснил доцент кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев. — Бюджетные организации выполняют госзадания и не обязаны участвовать в тендерах. Отказ от конкурсов улучшит качество дорожных работ.

По словам Васильева, сегодня тендеры выигрывают не самые надежные компании, так как они предлагают низкие цены.

Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, в свою очередь, уверен, что решение о создании бюджетных предприятий по уборке улиц было вынужденным. «В этой сфере слишком много коррупции, 60% средств, выделяемых на содержание дорог, уходит «в никуда», — подчеркнул он. — А коммерческие структуры даже проверить нельзя, в то время как бюджетные организации подотчетны Контрольно-счетной палате Москвы».

Вместе с тем, как считает Кабанов, столица по сравнению с другими городами довольно успешно справляется со снежными заносами, и можно позволить департаменту ЖКХ дальше экспериментировать в этой области.

Директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александр Сарычев считает, что тендеры на уборку улиц и не нужны. «Мы же не объявляем конкурс на исполнение функций пожарных или полиции, — пояснил он. — Как только пошел снег — все под ружье, чистить улицы». Однако, по мнению эксперта, властям лучше не смешивать две системы по содержанию дорог: за все улицы должны отвечать или госструктуры, или коммерческие предприятия, работающие по тендерам. Иначе может случиться путаница, от которой пострадают обычные пешеходы и автомобилисты.