Царский прием не сработал в прокате

Экранная судьба «Бориса Годунова» в Петербурге пока неясна
Екатерина Омецинская
Кадр из фильма «Борис Годунов»

В северной столице вслед за Москвой прошел фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов», задуманный режиссером 13 лет назад и снятый год назад всего за 23 дня. Бюджет фильма, исследующего вслед за Пушкиным духовную регрессию человека как результат «хождения во власть», был настолько мал (деньги на фильм давали исключительно друзья и знакомые режиссера), что даже отказ некоторых актеров от съемочных гонораров не спас положение с рекламной кампанией — ее просто не было.

Оттого теперь в столице «Борис Годунов» прошел только в двух кинотеатрах, а его судьба в нашем городе и вовсе не-ясна. Но, по словам Мирзоева, задолго до официальной премьеры фильм был незаконно скопирован и распространен в интернете, что в некоторой степени сыграло на руку картине. Некоторые добросовестные зрители, пожелавшие заплатить за «подпольный» просмотр шедевра, вынудили творческую группу завести свой электронный кошелек, в который потек маленький денежный ручеек. «Такими темпами, — смеется Мирзоев, — не пройдет и 10-15 лет, как мы сможем представить зрителям свою очередную премьеру».

Главную роль в «Борисе Годунове» сыграл признанный гений отечественных театра и кино Максим Суханов. Но не главных или не проработанных в подготовительный период ролей в ленте просто нет. Мирзоев считает также одним из условий успешности любой ленты и строгий кастинг даже на эпизодические роли. В его фильме в таких ролях заняты звезда театра Анатолия Эфроса Ольга Яковлева и покойный ныне Михаил Козаков (его память на премьере почтили минутой молчания), Татьяна Лютаева и Дмитрий Певцов, Елена Шевченко и Андрей Ташков.

При этом Мирзоев не ставил перед собой задачу создания исторической реконструкции, напротив, он утверждает, что хотел создать отстраненность от времен, сформировать некое «время ноосферы», в котором уродливость власть предержащих стала бы более отчетливой. И с этим справиться удалось: несмотря на преимущественно современный антураж картины, она не вызывает раздражения, подобного тому, что появляется при просмотре прочей осовремененной классики. Пушкинское слово звучит в устах людей, на века отстоящих от Годунова, удивительно своевременно (хотя, по словам режиссера, объяснить совпадение выхода картины на экраны с недавними событиями можно только проблемами постпродакшн-периода).

После показа «Бориса Годунова» в Петербурге состоялось обсуждение фильма со зрителями. На вопросы из зала творческая группа в составе режиссера и исполнителей главных ролей Максима Суханова, Андрея Мерзликина (Гришка Отрепьев) и Леонида Громова (Шуйский) выдала весьма неожиданные ответы. Так, на вопрос о том, что раньше мешало осуществить идею «Годунова», Владимир Мирзоев ответил: «Сначала Борис Ельцин, а потом — Дмитрий-самозванец».