В российский прокат выходит фильм «Миссия невыполнима: Протокол-фантом».
В ядерную войну, оказывается, погибнут не все. Уцелевшие составят бесценный человеческий материал: новую, усовершенствованную очередным витком естественного отбора расу. Так, во всяком случае, полагает шведский ученый Курт Хендрикс по прозвищу Кобальт (Майкл Нюквист). И ему не терпится проверить свою теорию на практике.
Для этого он собирается похитить ядерные коды российских ракет и спровоцировать пуск одной из них в сторону США. Воспрепятствовать безумному замыслу должны Итан Хант (Том Круз) и его команда. Но Кобальт проникает в лабиринты Кремля буквально на 10 минут раньше переодевшегося в форму российского генерала и наклеившего густые усы Тома Круза.
И, заметая следы, устраивает обрушивший Спасскую башню взрыв, который российские власти официально объявляют аварией на магистральном газопроводе. А неофициально — происками американской военщины и ее передового отряда под названием «Миссия невыполнима», от которого правительство США тут же открещивается. Чтобы оправдать себя, героям необходимо найти и предъявить общественности истинного злодея — безумного шведа.
Если американцы ловят ядерного маньяка, то русские — в лице героя Владимира Машкова, секретного агента Анатолия Сидорова, — идут по следу «Миссии». Сидоров, сильно похожий на еще более похудевшего и надевшего наконец приличный костюм Давида Гоцмана, в американской версии свободно — с неподражаемыми машковскими интонациями — говорит по-английски.
В российском прокатном варианте актер, по счастью, дублирует себя сам. На сегодняшний день — это самая заметная голливудская работа Машкова, и если его герой заслужил симпатии самого Ханта–Круза, можно предположить, что заокеанская карьера нашего главного секс-символа теперь рванет вверх.
Уходя от преследований Сидорова, отряд «Миссия» пополняется еще одним членом: неким Брандтом, «аналитиком» из министерства, который на деле оказывается агентом с ничуть не меньшим уровнем подготовки, чем у Ханта. По слухам, этот персонаж был изобретен сценаристами, когда Круз поговаривал о выходе из франшизы.
Брандт и должен был в случае форс-мажора заменить Итана Ханта. Круз не ушел, но и с «аналитиком» было жалко расставаться, его вписали в сюжет. На эту роль прочили Тома Харди, но сыграл ее Джереми Реннер («Повелитель бури», «Город воров»). И это не единственный серьезный драматический актер, участвующий в «Протоколе-фантоме».
Причем все эти большие звезды демонстрируют здесь отнюдь не драматические способности, а в лучшем случае отличную физическую подготовку. Или вообще ничего продемонстрировать не успевают, поскольку роль слишком мала.
Что касается самого Круза, то он, пользуясь правом сопродюсера, решил даже в самых опасных сценах работать без дублера. Наиболее эффектный из его трюков — подъем по стене небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае, самого высокого здания мира. Круз лезет, в буквальном смысле прилепляясь к стеклу, а со стороны пустыни между тем надвигается песчаная буря...
Серия эпизодов в Дубае, куда герои перемещаются из Москвы, пожалуй, последняя, смысл которой в силах постичь обычный человеческий ум. Далее персонажи «Миссии» начинают пользоваться такими нанотехнологиями, что полноценными зрителями фильма могут стать, наверное, лишь сотрудники инновационного центра в «Сколково».
Остальным лучше расслабиться и отнестись ко всему происходящему как к балету или анимации. Недаром ведь четвертая «Миссия» стала дебютом в игровом кино знаменитого режиссера-мультипликатора Брэда Берда. По мнению американских критиков, Берду удалось внести во франшизу еще и массу юмора. Если это действительно так, то, видимо, большая часть шуток при дубляже умерла. Но вот на одну выходку стоит обратить внимание.
Когда маньяк все-таки провоцирует запуск российской ядерной ракеты, она летит в сторону Калифорнии. Знатоки местной топографии рассчитали траекторию полета и выяснили, что, если бы Ханту не удалось нейтрализовать смертоносный снаряд, он упал бы прямиком на студию Pixar, ту самую, где Берд снял свои главные мультфильмы, в том числе и принесший ему премию «Оскар» «Рататуй». Видимо, с точки зрения американских кинематографистов, это и есть «симметричный» ответ на взрыв Кремля.