«Декабрьские вечера» расскажут о британском безумстве

XXXI фестиваль в Пушкинском музее представляет живопись Блейка и вокал Деборы Йорк
Ярослав Тимофеев
фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Вяткин

«Декабрьские вечера» разменяли четвертый десяток. Чуть больше половины срока прошло при царствовании Святослава Рихтера, чуть меньше — при его преемнике Юрии Башмете. Но по-прежнему властвует Ирина Антонова, второй родитель «Декабрьских вечеров», и по-прежнему этот фестиваль остается самым стильным из камерных форумов Москвы.

Культура домашних музыкальных вечеров, невероятно значимая для Рихтера и заботливо перенесенная им в музейный зал, конечно, давно умерла. Но от этого только усиливается влечение к «Декабрьские вечерам», как к чему-то потаенному и полузапретному.

Приглушенный свет, вдумчивые лица, ощущение причастности — все это превращает Белый зал Пушкинского музея в особую масонскую ложу, где есть свой бог-прародитель (Рихтер), его пророк на земле (Башмет) и королева-покровительница (Антонова).

Еще одна притягательная особенность фестиваля в том, что здесь всегда есть чем занять себя в антракте, ибо музыку Ирина Антонова неизменно подпитывает энергией изобразительного искусства. Например, гравюрами, акварелями и темперами Уильяма Блейка, впервые привезенными в Россию в этом году.

Как положено, современники считали этого поэта и художника безумцем, потомки — мифотворцем и визионером. На выставке представлены и безумства самого Блейка, и дальнейшая судьба вируса, занесенного им в кровь британской культуры: работы Данте Габриэле Россетти, Обри Бердсли, Фрэнсиса Бэйкона и других его наследников.

«Безумные песни» — так называется одно из стихотворений Блейка, такое же имя дано особому жанру английской поэзии и музыки, породившему со временем романтическую балладу. У англичан существовали свои довольно изощренные традиции наслаждаться умственным нездоровьем: например, платные посещения аристократами больниц для умалишенных. Нынешние «Декабрьские вечера», озаглавленные вслед стихотворению Блейка как «Mad Songs», стремятся вникнуть в английское понимание безумства.

Кульминацией фестиваля станет барочный концерт американской примадонны Деборы Йорк. Еще одна обладательница Грэмми Доротея Решман будет раскрывать тайны внутреннего мира поздних романтиков — Вольфа и Листа. Среди других имен на декабрьской афише — Наталия Гутман и Константин Хабенский, Елизавета Леонская и Юрий Башмет, Pratum Integrum и Квартет имени Бородина, Игнат Солженицын и Гидон Кремер. Поистине аристократическое собрание безумцев.

Неделя рекомендует:

Доротея Решман (сопрано, Германия) и Джулиус Дрейк (фортепиано, Великобритания). Песни Вольфа и Листа9 декабря, 19:00

Юрий Башмет, Солисты Москвы и Константин Хабенский. Шуберт-Малер, Канчели, Шенберг13 декабря, 19:00

Токио-квартет (США). Гайдн, Такэмицу, Ауэрбах, Шуман17 декабря, 19:00

Елизавета Леонская (фортепиано, Австрия) и Квартет имени Бородина. Моцарт, Райхельсон, Франк18 декабря, 19:00

Гидон Кремер (скрипка), Юрий Башмет (альт), Гиедре Дирванаускайте (виолончель, Литва)и Андриус Злабис (фортепиано, США). Губайдулина, Брамс19 декабря, 19:00

Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), Ольга Филиппова (клавесин) и Дмитрий Соколов (виолончель). Mad songs (Безумные песни). Перселл, Гендель, Дюфли, Руайе, Бейбл22 декабря, 19:00