Между артом и хардом

Группа «Рада и Терновник» отметила 20 лет ударным концертом в клубе «16 тонн»
Александр Волков
Фото: Екатерина Безродных

Высокий необычный голос вокалистки, мрачные аранжировки, психоделическая лирика — с момента появления «Рады и Терновника» стало понятно, что это серьезное явление на российской независимой сцене. На заре карьеры певицу Раду сравнивали с Диамандой Галас и Имой Сумак — так же, как сейчас экспериментирующих молодых певиц сравнивают уже с ней самой.

За 20 лет концертной деятельности Р&Т записали более двух десятков альбомов, команда сотрудничала со знаменитыми саксофонистами Сергеем Летовым, Алексеем Борисовым, фолк-исполнителем Сергеем Старостиным. На сцене мог стоять небольшой оркестр, а мог остаться дуэт Рады и гитариста Владимира Анчевского. Сейчас эту пару дополняет ритм-секция в составе известных арт-роковых музыкантов Владимира Кислякова (бас-гитара) и Дмитрия Синельникова (ударные).

«Рада и Терновник» начинали как исполнители дарк-фолка, перебирая стилями — от босановы и арт-рока до трип-хопа и авангарда. Но с недавних пор они заиграли тягучий и тяжелый хоррор-рок. То, как музыканты, прошедшие школу арт-рока, играют мрачный хард, достойно особого внимания. Технические трудности становятся поводом для шуток — инструменталисты иронично переглядываются во время соло, и лишь Рада сохраняет сосредоточенность, не позволяя себе выходить из образа.

Концерты Р&T сопровождаются специальным видеомиксом, который создается Александром Наймушиным — он импровизирует с фоном и цветом, накладывая на видео группы психоделические изображения.

Основу сета в «16 тоннах» составили известные песни «А придет пора», «Холодные времена», «Не перекрестье трех дорог» и «Женитьба», в которой Рада играет на дудочке над рычащим хард-роком. Помимо старых песен группа представила также две новые композиции — «Чудо чудное» и «Летописи летние».

Особенно удался финал вечера, когда на песне «Этническая» Рада появилась в темном платье в пол с огромным вырезом на спине и бубном — шаманила, словно вызывая духов. Во время долгого проигрыша певица ушла со сцены, вернувшись под аплодисменты — уже в белом одеянии с широкими рукавами. Исполнять следующую композицию певица вышла в майке и джинсах, бросив публике: «Улетела птица белая». И выдав на бис боевитую вещь «Все возвращается обратно».