Защитники детей и Церковь нашли точки для синергии

В первую очередь помощь получат многодетные семьи без прописки
Александра Сопова
Фото: PATRIARCHIA/С. Власов

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов и патриарх Кирилл договорились подписать соглашение «о взаимодействии по всем аспектам, которые касаются жизни детей и семей с детьми в нашей стране». Об этом омбудсмен рассказал после встречи.

Актуальная тема гибели детей из России, усыновленных за рубежом, на встрече не обсуждалась — Астахов и патриарх сосредоточились на защите прав детей в отечественных приютах, а также в неблагополучных или необеспеченных семьях.

В частности, патриарх передал омбудсмену документы по 13 многодетным семьям, чьих детей не принимают в школы и не обслуживают в поликлиниках, так как родители не имеют регистрации или прописки (они потеряли жилье из-за махинаций, стихийных бедствий или были вынуждены уехать из своего региона).

Опека предлагает этим людям сдать детей в стационарные сиротские учреждения «до разрешения трудной жизненной ситуации» — однако Астахов пообещал разобраться, в каком регионе эти семьи должны получить гарантированное Конституцией социальное жилье. Например, в Москве для этого нужно прожить не менее 10 лет.

— Если они потеряли документы или не определили свой статус (например, как беженцы), мы поможем им, и если нужно, пойдем в суды, — пообещал омбудсмен.

Г-н Астахов также предлагает государству перенимать опыт православных приютов для молодых матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Такие центры есть: «Мать и дитя» — в Москве, «Колыбель» — в Иваново.

Патриарх сообщил, что под опекой РПЦ (монастырей, приходских храмов или отдельных священников) сейчас находится более 90 детских домов и приютов. В них живут около 1500 мальчиков и девочек. Если после пребывания в государственных учреждениях совершают правонарушения и попадают в тюрьму около 40% выпускников, то после церковных — 1%. 27% воспитанников получают средне-специальное образование, 30% — высшее. Однако лишь половина церковных приютов пользуется государственной поддержкой.

— В июле 2011 года правительство облегчило стандарты организации детского учреждения, — отметил после встречи г-н Астахов. — Мы готовы подсказать, как оформить документы, чтобы приют, который существовал де-факто, начал существовать де-юре и получил поддержку государства.

В России около 130 тыс. детей без попечения родителей, то есть один ребенок на примерно тысячу жителей. Определить их в семьи при таком соотношении можно, но необходима подготовка приемных родителей в специальных школах.

— В прошлом году из приемных семей, которые не выполняли своих обязательств, изъято 8 тыс. детей. Это брак в нашей работе, — сказал Астахов.

Церковь в свою очередь просит упростить процедуру временного (на срок до 8 часов в сутки) принятия детей в семьи: представители РПЦ могут войти в рабочую группу для создания соответствующих документов. Другой совместной рабочей группе предлагают заняться поддержкой семей, где есть дети-инвалиды, то есть обеспечением инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи.

Еще одно церковное предложение — создание маломестных воспитательных колоний для несовершеннолетних в каждом регионе, чтобы удаленность от места проживания семьи не становилась препятствием для реабилитации и ресоциализации малолетних правонарушителей.