Теперь в Японии будет и русский атом

Утилизация отработанного ядерного топлива может стать главным компонентом сотрудничества двух стран в атомной энергетике
Константин Назаренко
Топливная кассета энергетического атомного реактора. Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Кривобок

Нижняя палата японского парламента ратифицировала российско-японское соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. В пятницу подписать документ должна и верхняя палата. Таким образом наконец-то будет открыт путь для сотрудничества Москвы и Токио в атомной сфере.

Япония заинтересована в покупке свежего ядерного топлива российского производства, пояснили в японском посольстве в Москве. Кроме того, Россия владеет технологиями по переработке отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Япония с ее 54 АЭС с удовольствием воспользовалась бы такой возможностью. Ну и кроме того, японские компании изыскивают возможности продавать в Россию технологии для атомной энергетики.

— Соглашение даст возможность беспрепятственно развивать совместные проекты в атомной сфере, — пояснил пресс-секретарь «Росатома» Сергей Новиков. — Это первый шаг к установлению прямых коммерческих отношений.

У России есть технологии, интересные японской стороне.

— Мы много лет перерабатываем ОЯТ, создавая из него новое топливо, — рассказывает замдиректора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Рафаэль Арутюнян. — Это делается на «Маяке» в Челябинской области, сейчас также строится опытно-демонстрационный центр на горно-химическом комбинате в Железногорске. Одновременно строятся линии по фабрикации топлива, в том числе и МОХ-топлива, при изготовлении которого утилизируется оружейный плутоний.

Стоимость переработки ОЯТ составляет от $600 до $1,5 тыс. за килограмм. Из одного энергоблока АЭС в среднем за год выгружают 25 т ОЯТ.

Поставки свежего топлива тоже не составят проблем. По словам Рафаэля Арутюняна, российское предприятие «ТВЭЛ» делает в экспериментальном порядке топливо для реакторов PWR (проект «ТВС-Квадрат»).

А вот что касается покупки японских атомных технологий российской стороной, то перспективы на этом направлении пока неясны.

— Сейчас Россия в данном плане самодостаточна, хотя, конечно, возможности для сотрудничества всегда есть, — считает Рафаэль Арутюнян.

Пока, впрочем, переговоры идут, хотя и вяло. Как рассказал менеджер отдела промышленного и энергетического оборудования российского представительства Hitachi Александр Чистяков, еще в начале 2000-х годов компания собиралась сотрудничать с нами в изготовлении компонентов теплообмена для атомных станций, но до реализации дело не дошло.

— Сейчас идут переговоры о намерениях, — поясняет Александр Чистяков. — Но ситуация усугубляется тем, что Hitachi в атомной сфере работает совместно с американской General Electric, при этом они конкурируют между собой. И возникает вопрос, у кого из партнеров больше оснований сотрудничать с Россией.

По всей видимости, сотрудничество в плане переработки ОЯТ станет наиболее реальным проектом.

— Количество ОЯТ в Японии растет со скоростью 1 тыс. т в год, а места для его хранения фактически нет, — говорит японист, старший преподаватель ВШЭ Андрей Фесюн. — Предполагалось, что местом для хранения и переработки станет Роккасе на севере Хонсю, но его уже десять лет никак не могут ввести в строй.

Россия между тем неоднократно предлагала Токио помочь в хранении и переработке. Первое предложение было сделано еще в 2002 году, но японская сторона тогда его замолчала, даже не доведя до сведения премьер-министра. Сейчас в Японии как раз обсуждается, почему же главе правительства не сообщили о столь интересном предложении. Всему виной, видимо, острова...