Новый год подорожал

Во сколько обойдется традиционный праздничный набор
Роман Овчинников
Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Федоренко

Праздничный набор продуктов, без учета ингредиентов для салата оливье и заливного, обойдется не менее чем в 1,3 тыс. рублей, что примерно на 30% дороже, чем в прошлом году. Но, несмотря на это, декабрьские продажи в магазинах в этом году побьют рекорды.

Минимальный стандартный новогодний набор — бутылка шампанского, конфеты, палка сырокопченой колбасы, баночка красной икры, красная рыба, мандарины — обойдется сегодня минимум в 1,3–1,5 тыс. рублей. Это дороже, чем в прошлом году, примерно на 30%. Подорожали буквально все продукты набора. Так, производители шампанского плавно поднимали цены в течение всего года, и в результате игристое вино на полках магазинов подорожало примерно на 30%. Цены на колбасу на 15–20% выросли буквально за несколько осенних месяцев из-за повышения мировых цен на мясо. Банка красной икры (140 г) сейчас стоит не менее 200 рублей, в прошлом году она стоила от 150 рублей. Упаковка филе красной рыбы 250 г стоит сейчас около 180 рублей.

Самые дешевые готовые новогодние корзины, которые формируют некоторые розничные компании, будут стоить чуть дороже 400 рублей (конфеты и бутылка игристого вина российского производства), в Москве — чуть более 500 рублей. Верхняя планка стандартного набора в дорогих супермаркетах доходит до 15 тыс. рублей. «Как правило, под Новый год люди берут деликатесы в комплекте с неплохим вином», — уточнил представитель сети «Азбуке вкуса» Игорь Ядрошников.

На декабрь приходится до 40% объемов продаж производителей главного новогоднего напитка — шампанского. Любой завод игристых вин работает в три смены, по сути, ради декабря. В последний месяц года продается от 100 до 130 млн бутылок, отгрузки в магазины начинаются в октябре–ноябре. Бутылка «Российского» или «Советского» игристого вина в магазинах стоит от 100 рублей, премиальное отечественное шампанское продается по цене от 300 рублей за бутылку.

«Большинство производителей плавно повышают цены в течение всего года, а не единовременно. Кто-то, кто хочет повысит объем продаж, может цены придержать», — говорит глава Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

Производители крепкого алкоголя могут только позавидовать заводам игристых вин.

«Первые пики продаж мы фиксируем одновременно с началом украшения улиц и офисов — народ вспоминает, что у него на носу праздник. В Европе пик продаж шампанского приходится на 15–31 декабря. У нас же он растянут на весь месяц, причем захватывая еще и начало января. Не будет же человек праздновать Рождество с водкой?» — рассуждает представитель компании «Абрау-Дюрсо» Виталий Рязанцев.

Производители крепкого алкоголя признают замедление роста продаж в декабре, но объясняют это совсем другими причинами — длительными новогодними каникулами. «Последние несколько лет рост продаж водки в декабре не такой существенный, каким он был ранее, и составляет 35%. Люди уезжают на каникулы, поэтому и не пьют. Теряем не только мы, но и рестораторы», — говорит глава ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко. Для сравнения: в начале 2000-х водочные заводы в период новогодних отгрузок удваивали объем производства.

По статистике, каждая декабрьская неделя увеличивает продажи торговых сетей на 3–4%, а последняя предновогодняя дает скачок в 30%.