Минобороны потеснило дольщиков

Полторы тысячи соинвесторов в Москве считают, что военные решили за их счет свой квартирный вопрос
Екатерина Карачева
Фото: REUTERS/David Gray

Минобороны оказалось в центре громкого скандала. Глава военного ведомства Анатолий Сердюков запретил «гражданским» соинвесторам участвовать в строительстве жилых домов для нужд Минобороны, после чего только в Москве около 1,5 тыс. человек остались без жилья и денег. Дольщики, среди которых есть федеральные судьи, адвокаты и бизнесмены, теперь пытаются вернуть свои квартиры через суд.

В 1997 году в рамках федеральной программы обеспечения военнослужащих жильем Минобороны разрешило «гражданским» соинвесторам участвовать в строительстве своих ведомственных домов. Интерес военных заключался в том, чтобы при минимальных затратах возвести больше жилья. Для «гражданских» проект также представлял немалый интерес. В то время на рынке долевого строительства процветали финансовые пирамиды, а Минобороны считалось надежным партнером.

Первый совместный проект появился в Москве по адресу Рублевское шоссе, участок 18.

— Мы не сомневались в порядочности военных, поэтому около ста человек вложили в строительство почти 50 млн рублей — гигантские по тем временам деньги, — рассказывает лидер группы пострадавших дольщиков на объектах Минобороны Виктор Мельчеков.

По его словам, когда дом был сдан, дольщики не получили в нем ни одной квартиры.

— Военные объяснили отказ так: суд признал соглашение о соинвестировании незаконным, поскольку земля, на которой был возведен дом, является государственной собственностью, — объясняет Мельчеков.

Оставшиеся без жилья соинвесторы подали судебные иски против Минобороны, но суд встал на сторону военных. В квартиры «гражданских» дольщиков заселились офицерские семьи.

К 2011 году Минобороны по аналогичной схеме только в Москве оставило без жилья соинвесторов на 13 подведомственных жилых комплексах. Один из них находится на улице Маршала Рыбалко.

В июле 2004 года правительство Москвы решило вывести из города ФГУП «22 бронетанковый ремонтный завод», которое занимало 7,3 га на улице Маршала Рыбалко. На этом месте планировалось построить для Минобороны элитный жилой комплекс «Маршал» с подземной парковкой, гостиницей, детским садом, школой, торгово-деловым центром, ресторанами и магазинами.

В марте 2006 года победителем в конкурсе стала строительная компания «494 УНР». Фирма за свои средства планировала вывезти бронетанковый завод в подмосковное Щемилово, а затем уже построить жилой комплекс. Минобороны должно было получить в нем 70% квартир, а остальное жилье, в том числе нежилые помещения и паркинг, — предназначалось строителям.

Военные не нашли необходимые для строительства 4,8 млрд рублей, поэтому решили «взять в долю» соинвесторов. Потенциальными соседями военных в элитном доме согласились стать около 500 человек, среди которых были федеральные судьи, адвокаты и бизнесмены.

Строительство «Маршала» началось в июле 2006 года. Вскоре бюджет потребовал корректировки, и в ноябре 2008 года министр обороны Анатолий Сердюков увеличил его до 7,2 млрд рублей.

В апреле 2009 года, в разгар строительства, Сердюков неожиданно подписал документ (имеется в распоряжении редакции) о запрете участия соинвесторов в проекте «Маршал». Дольщики сначала не придали этому факту особого значения.

— Договор на долевое строительство был зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, поэтому мы продолжали исправно платить взносы, — рассказывает «Известиям» дольщица Виктория Хан.

В ноябре 2011 года дольщики узнали, что Арбитражный суд встал на сторону Минобороны и признал договор о долевом строительстве недействительным. Таким образом около 500 человек лишились обещанных квартир и офисов, а также около 5 млрд рублей.

По данным дольщиков, Минобороны уже заключает в комплексе «Маршал» договоры социального найма с военнослужащими, военными прокурорами и следователями. Один из корпусов, рассчитанный на 205 квартир, заселен, 61 человек, получив решения судов, стал собственником квартир.

— В этом доме трехкомнатная квартира порядка 100 кв. м стоит 25 млн рублей, поэтому Минобороны не горит желанием отдавать нам жилье, — заявил «Известиям» Виктор Мельчеков.

В Минобороны не смогли оперативно ответить на многочисленные вопросы «Известий».

— Как только специалисты подготовят ответы на поставленные вами вопросы, так сразу же пришлем ответ, — заявил «Известиям» начальник направления по взаимодействию со СМИ Минобороны Юрий Иванов.

Дольщики в свою очередь уже обратились в столичные суды с исками против Минобороны.