Публичная беседа русских католиков

Диалог телеведущей и священника о приходе в католичество, духовниках, исповеди, любви и сексе
Александра Сопова
Фрагмент обложки книги Ольги Бакушинской и Эдуарда Шатова «Полеты божьей коровки»

На обложке книги «Полеты божьей коровки» — четки из красных бусин с черными пятнышками. Внутри — два живых русских католика. Телеведущая — достаточно известная, в том числе для того, чтобы после крещения ее позвали в овеянную мифами католическую организацию Opus Dei («Дело Божье»).

Католический священник — молодой житель Владимирской области, сын не слишком верующего отца и православной матери, историк по первому образованию, а ныне — монах ордена августинцев Успения и бакалавр богословия, живет и служит в Канаде. У каждого из этих людей был свой путь в католическую церковь; однажды на этом пути они познакомились, отец Эдуард Шатов стал духовником Ольги Бакушинской, а потом они написали книгу — в основном разговаривая в скайпе.

Вопросы и ответы о вере — так пишут катехизисы (изложения вероучения), но это не тот случай. Во-первых, возможен ответ «не знаю»: перед нами все же молодой священник, а не папа римский. Во-вторых, вопросы — не только и не столько о догматике, сколько о практике, в том числе о церковных кулуарах и межличностных коллизиях.

Заодно о том, почему в католической церкви (да, тоже) берут деньги за крещение, может ли молодая католичка одеваться в стиле «эмо» и каждый ли российский католик — поляк (если у кого-то остался этот стереотип после того, как он прочитал об авторах книги). Конечно, и о смерти, которой духовник советует не бояться, а чадо все равно боится до ужаса.

Большая часть книги — о любви. О духовной тоже. Как прощать, стоит ли восстанавливать дружеское общение после предательства — но по количеству страниц лидирует эрос. «У католиков очень много подавленной сексуальности», — пишет Бакушинская и сыплет вопросами на эту тему: почему девушки часто влюбляются в давших обет безбрачия священников, дозволителен ли секс вне брака, можно ли причащаться тем, кто женился повторно и даже почему педофилия священника «лучше продается на информационном рынке», чем педофилия маргинала. Рассказывать ли на исповеди, с кем именно и в какой позе ты изменил супругу? Доходит до теории о сексуальном влечении в раю: может, оно сохраняется, иначе какое блаженство?

Заметим, что книг о сексе у католиков и так много — но разве они продаются в обычных московских книжных? А эта будет доступна и верующим, и — особенно — неверующим, а особенно православным, чтобы понять тех, кто живет рядом по другим законам. Да и на другую субкультуру посмотреть глазами тех, кто в нее погружен.

Приход Ольги Бакушинской к католической вере, кажется, очень характерен для России. На экскурсии в храме на Мальте «я присела на лавочку и посмотрела на обшитую бархатом скамеечку для коленей. Мне показалось таким естественным опуститься на эту скамеечку. Перекреститься слева направо…»

Так приходят в римскую церковь многие русские: бритые аккуратные священники, скамейки в храмах, вежливость. Потом выясняется, что на службе только треть времени проводишь сидя, треть — стоя, а треть — на коленях, и бархат не означает, что это не жестко. Проходит воодушевление первой влюбленности в веру. Правда, у Бакушинской было другое — «жгучее чувство призыва, манящей тяги», хотя в тот момент она «меньше всего думала о Боге, ибо он в отличие от католических храмов и католиков казался мне сущей абстракцией». Теперь, через годы «стажа в католичестве», после слов «я никогда не собиралась выносить на всеобщее обозрение эту часть своей жизни», она может сказать: «Меня звал туда Христос, и я его там встретила». Главное — дочитать разговор до этого вывода.